В британских университетах мало чернокожих аспирантов и преподавателей
Университет в английском городе Шеффилд, находящийся в первой двадцатке наиболее уважаемых вузов Британии, объявил о том, что начнет платить своим студентам за борьбу с так называемой микроагрессией.
Под этим термином понимают фразы или действия, которые ненамеренно могут обидеть человека, как правило, представляющего какое-либо — расовое, сексуальное, гендерное или этническое — меньшинство.
Двадцати добровольцам будут платить чуть больше девяти фунтов (12 долларов) в час за то, что они будут прислушиваться к разговорам в аудиториях, в общежитиях и на территории университета. А с теми, кто проявляет, как им кажется, микроагрессию, они будут «проводить конструктивную беседу».
По словам проректора университета Коэна Ламбертса, цель этой инициативы — «изменить то, как люди думают о расизме».
В качестве примеров микроагрессии представители университета привели несколько фраз, которые могут показаться безобидными одним людям и оскорбительными — другим.
Русская служба Би-би-си попросила профессора Манчестерского университета Клэр Александр, которая 25 лет занимается вопросами расизма в Великобритании, — прокомментировать каждый из примеров микроагрессии, с которыми предлагают бороться в Шеффилде.
1. Where are you really from? — «Откуда ты на самом деле родом?«
«Этот вопрос заставляет человека думать о том, что он не на своем месте, что он не коренной житель этой страны. Люди иногда отпускают комментарии по поводу твоего акцента или одежды», — говорит Клэр Александр.
«Все это заставляет тебя думать, что пространство, в котором ты находишься — не твое. Ты чужой», — добавляет профессор.
«Вопрос, откуда я родом, мне недавно задала одна из молодых коллег. Меня это шокировало. Я очень разозлилась, хотя она меня и не хотела обидеть», — говорит Клэр Александр.
Университет в Шеффилде будет платить студентам за борьбу с микроагрессией
У этой проблемы в Британии есть исторический подтекст, объясняет она. «Этот вопрос раньше часто задавали людям с другим цветом кожи, чтобы намекнуть, что они не британцы и у них нет права жить здесь».
«В этом вопросе содержится напоминание о неравенстве и дискриминации в прошлом, намек на то, что ты не на своем месте», — поясняет она.
Профессор считает, что после референдума о выходе из Евросоюза и обострившихся спорах об иммиграции обида на подобные вопросы чувствуется особенно сильно. «В результате брексита все больше живущих в Британии людей начинают задавать себе вопрос, имеют ли они право находиться здесь», — объясняет Клэр Александр.
По оценкам экспертов Оксфордского университета, 14% жителей Великобритании родились за границей. При этом почти 5,5% жителей страны приехали из государств Евросоюза.
2. Why are you searching for things to be offended about? Stop making everything a race issue? — «Почему ты постоянно ищешь поводы для обиды? Перестань все сводить к расовому вопросу«.
«Такие комментарии заставляют игнорировать реальные и обоснованные чувства меньшинства. Они основаны на нормализации привилегий мужчин с белым цветом кожи. Они предполагают, что мир должен быть устроен определенным образом и не допускают сомнений по поводу справедливости такого устройства», — говорит Клэр Александр.
Противники борьбы с микроагрессией пишут о том, что люди, способные обидеться на такие фразы, «слишком чувствительны» и неверно интерпретируют ситуацию.
«Если вы говорите, что мне это кажется, что я утрирую — это тоже своего рода микроагрессия, — говорит Клэр Александр. — Потому что она отрицает реальность моего опыта и моего восприятия ситуации».
«Такие вопросы вызывают чувство отчуждения у студентов, представляющих меньшинство», — поясняет профессор.
3. Being compared to black celebrities that I look nothing like — «Когда вам говорят, что вы напоминаете чернокожую знаменитость, даже если вы совершенно на нее не похожи«.
«Такие сравнения с чернокожими знаменитостями предполагает, что все чернокожие похожи друг на друга. Что ты не можешь отличить одного чернокожего от другого, или одного человека с азиатской внешностью от другого».
«В основе этого лежит идея, что одного чернокожего человека можно заменить другим», — говорит профессор Клэр Александр.
«Кто-то обиделся»
Американский социолог Джейсон Мэннинг из Университета Западной Вирджинии в целом одобряет инициативу Шеффилда, но говорит, что потенциально проблема может быть в том, что концепция микроагрессии не имеет границ. «Эта концепция не ограничивается определенными словами или действиями», — считает он.
«Микроагрессия определяется лишь тем, что кто-то обиделся. Но людей можно обидеть чем угодно! А от этого невозможно предсказать, какие слова и действия «безопасны» и не вызовут обиды, — добавляет профессор Мэннинг. — А это может привести к тому, что люди будут просто избегать тех, кто легко может обидеться».
Особенно мало чернокожих студентов в Оксфорде и Кембридже
Кроме того, Джейсон Мэннинг считает, что шеффилдский проект отчасти мешает студентам самостоятельно разбираться с проблемами.
«Это пример того, как администрация университета начинает больше заниматься решением повседневных конфликтов среди студентов», — говорит Джейсон Мэннинг.
В свою очередь это, по мнению социолога, ведет к своего рода моральной зависимости, при которой молодые люди привыкают, что конфликты всегда решаются третьей стороной — администрацией университета или властями другого уровня, «вместо того, чтобы напрямую поговорить с обидчиком или пропустить замечание мимо ушей».
При такой культуре, рассуждает Мэннинг, конфликты описываются в самых драматических терминах, а расизм понимается в очень широком смысле.
Психология жертв или замалчивание проблемы?
В опубликованном в октябре прошлого года докладе Комиссии по равенству и правам человека в Великобритании говорится, что руководство британских вузов не осознает масштаб расизма в университетах.
Расследование комиссии показало, что 24% студентов из этнических меньшинств так или иначе столкнулись с проявлениями расизма на территории вузов.
И если руководство университетов уверено, что, столкнувшись с проявлениями расизма, студенты об этом заявят, то цифры исследования показывают, что две трети жалоб не подавали.
«Студенты и преподаватели говорили, что не жаловались, потому что не считают, что университет будет адекватно разбираться», — говорится в докладе.
Media playback is unsupported on your device Темнокожий ликвидатор Чернобыля об аварии на АЭС, сериале и расизме
Авторы шеффилдской инициативы надеются, что их проект поможет начать обсуждать проблему микроагрессии. Критики называют происходящее наступлением на свободу слова и советуют начальству университета съездить в Германию поучиться у тех, кто работал на секретную службу ГДР «штази» (намекая на то, что участникам программы платят за то, что они должны прислушиваться к чужим разговорам).
«Инициатива Шеффилда направлена на достижение расового равенства. Но на самом деле она приведет к антагонизму, конфликту и непониманию между людьми разных рас, — написал в ответ на вопрос Би-би-си один из тех, кто считает происходящее ошибкой. — Эта инициатива скорее заставляет людей чувствовать себя жертвой, а нужно развивать в себе стойкость. Она мешает открытому, здоровому обсуждению расизма».
Профессор Клэр Александр с этим не согласна.
«Идея, что представители меньшинства должны помалкивать и быть более стойкими, исходит от людей, которые не испытали это на себе, — говорит Клэр Александр. — Они не понимают, насколько устаёшь объяснять людям, что некоторые фразы обижают. Они обижают и вызывают чувство отторжения».