Как известно, у виртуальной реальности множество применений и далеко не все они связаны с развлечениями. VR-технологии всё шире начинают применяться в медицине, а недавно выяснилось, что они могут быть и мощным психотерапевтическим инструментом — например, с помощью него можно не только пугать игроков, но и лечить фобии. Правда, тоже с помощью страха.
До такого применения очков виртуальной реальности недавно додумался разработчик Тим Шузман. Вдохновил его, как ни странно, его пёс, который не мог ни минуты провести без хозяина. Как выяснилось, чтобы лечить такие психологические проблемы собакам и людям советуют делать одно и тоже: постепенно открывать себя той ситуации, которой вы боитесь. То есть понемногу отходить от хозяина, подходить поближе к высоким обрывам или паукам, и так далее, в зависимости от вашей фобии. Короче говоря, выбивать клин клином.
Только когда угроза (в вашем представлении — например, крыша дома) совершенно реальна — решиться на такую встречу с собственным страхом могут единицы. Да и не всегда у вас под рукой есть крыши, огромные пауки или толпы людей — довольно распространённые объекты фобий. И тогда Шузман подумал, что для собак VR-приложения, конечно, не сделаешь, но для людей-то это вполне может сработать.
Шузман оказался идеальным кандидатом на роль создателя такого VR-приложения: мало того, что он является разработчиком VR-программ, так у него ещё и есть одна ярко выраженная фобия — он очень боится пауков. Так что будучи человеком практичным, он решил тестировать приложение на самом себе. Успехи оказались впечатляющими.
В приложении для Oculus Rift под названием Fearless (то есть бесстрашный), вы оказываетесь в виртуальной комнате с улыбающимся мультяшным пауком. На каждом следующем уровне он выглядит всё реалистичнее и страшнее. На одном из последних уровней огромный паук спускается по паутине с потолка прямо на вас — сам Шузман этот созданный им же самим уровень очень долго, периодически просто сбрасывая хэдсет от страха.
Однако тот факт, что он испугался виртуального паука, скорее хороший знак для приложения — это значит, что его психика приняла его за настоящего, а значит в виртуальной реальности и правда можно использовать этот метод лечения фобий. Эта методика называется экспозиционная терапия, и постепенное привыкание к объекту, вызывающему у вас страх — её основа.
Барбара Ротбаум, профессор психиатрии и поведенческих наук в Университете Эмори, изучает влияние виртуальный симуляций на фобии уже больше 20 лет. В своих исследованиях она убедилась, что VR помогает лечить ПТСР, страх перелётов, публичных выступлений и как раз арахнофобию. Скорее всего, это не полный список, просто не все страхи просто протестировать и воспроизвести даже с помощью VR-технологий. Профессор Ротбаум уверена, что в будущем появится больше приложений, похожих на проект Шузмана, потому что “время VR уже пришло”.
Сам разработчик, кстати, отчитался об успешном окончании собственной VR-терапии. Чтобы доказать, что он сумел преодолеть свой страх перед пауками, он поделился красноречивой фотографией. Сейчас он собрал уже $600 тысяч с помощью краудфандинговых площадок, которые пойдут на то, чтобы добавить в Fearless специальные тренинги для преодоления других распространённых фобий — высоты, полёта, других насекомых и так далее.
Источник: vestifinance.ru