В четверг, 17 июня, окружной суд Гааги продолжил слушания по делу о крушении гражданского лайнера «Боинг-777» «Малайзийских авиалиний»летом 2014 года в небе над Восточной Украиной. В ходе заседания, которое транслировалось в интернете, сторона обвинения представила дополнения к материалам дела.
Прокуратура: «Бук» был запущен с территории сепаратистов
Первый вопрос, на который попыталась ответить прокуратура Нидерландов, касается предполагаемого места запуска ракеты ЗРК «Бук». Сторона обвинения утверждает, что именно в результате удара ракеты самолет потерпел крушение 17 июля 2014 года в районе сел Грабово и Рассыпное.
Судебные заседания суда Гааги транслируются в интернете на голландском и английском языках
Прокуратура представила дополнительные доказательства в пользу версии о том, что запуск ракеты произошел в районе между селами Первомайское и Снежное на востоке Украины, которые контролируются сепаратистами самопровозглашенной «Донецкой народной республики» («ДНР»).
Ранее не менее восьми человек сообщили следствию, что слышали или видели полет «Бука», двадцать свидетелей видели след ракеты в небе, а некоторые рассказали, что видели падение частей самолета. Еще трое заявили, что находились непосредственно в районе запуска ракеты и указали на поле под Первомайским.
Прокурор Манон Риддербекс продемонстрировала спутниковые снимки, которые, на ее взгляд, подтверждают показания свидетелей. На фотографиях запечатлена часть поля к югу от Снежного, на котором отчетливо виден выгоревший участок травы — на том самом месте, на которое указывали свидетели. Эти данные опровергают версию российского оборонного концерна «Алмаз-Антей», который настаивает, что ракета была выпущена из подконтрольного Киеву села Зарощенское.
Видео с «Буком» нельзя назвать подделкой
Сторона обвинения также изучила видео с автомобильного регистратора, на котором видно, как тягач Volvo с «Буком» движется по улице Автотранспортная в Макеевке.
Следствие верифицировало снимки движения тягача, доставившего «Бук» к месту предполагаемого пуска ракеты
Прокуроры сравнили его со спутниковыми снимками, сделанными утром 17 июля, и пришли к выводу, что съемка с регистратора с большой долей вероятности является подлинной и велась примерно в то же время.
На записи автомобильного видеорегистратора и изображениях, предоставленных Европейским космическим агентством, совпадают почти все ориентиры: стены, деревья, заправка, круговая развязка, дома, железнодорожный переезд и тени от деревьев. Манон Риддербекс также объяснила, почему на видео регистратора есть два автомобиля, которые отсутствуют на снимках из космоса. На ее взгляд, во втором случае на них упала тень от деревьев.
Обвиняемые — трое россиян и гражданин Украины
Затем прокуроры перешли к роли обвиняемых в крушении «Боинга-777».
Обвиняемый по делу о сбитом MH17: полковник Олег Пулатов (Гюрза)
На данный момент в деле четверо обвиняемых, трое из них — россияне: бывший «министр обороны» самопровозглашенной «ДНР» Игорь Гиркин (Стрелков), генерал-майор Сергей Дубинский (по кличке Хмурый), полковник Олег Пулатов (Гюрза) и гражданин Украины Леонид Харченко (Крот).
Ранее в суде были продемонстрированы перехваченные телефонные переговоры с их участием. Из аудиозаписей следует, что к 16 июля 2014 года руководство сепаратистов находилось в сложном положении, опасалось потерять занятые позиции в результате бомбардировок и наступления армии Украины, а также обращалось за помощью к РФ.
Сепаратисты переговаривались о «Буке»
Одновременно с этим Пулатов жаловался в разговоре с Дубинским, что, по всей видимости, на тот момент единственный в распоряжении сепаратистов ЗРК «Стрела-10» «не способен работать» из-за «несхода» ракеты, в то время как он потерял свыше 20 человек убитыми в результате авиаударов украинских ВВС.
Путь ЗРК «Бук» от Донецка к Снежному был задокументирован многочисленными свидетельствами, представленными в суде
В аудиозаписях также неоднократно упоминается установка «Бук». По данным следствия, в ночь на 17 июля «Бук» прибыл на подконтрольную ДНР территорию через российскую границу.
В суде были продемонстрированы перехваты телефонных переговоров утром 17 июля между сепаратистами, которые организовывали транспортировку «Бука». Дубинский потребовал от Харченко и Пулатова обеспечить «резерв и охрану этой штучки» после ее прибытия на место.
«Сушка» вальнула «Боинг»
В суде были заслушаны и переговоры сепаратистов между собой в первые минуты и часы после падения «Боинга». Сначала речь в них идет о «мы сбили. Так, обвиняемый Леонид Харченко сообщает другому обвиняемому, своему начальнику Олегу Пулатову, что «сбили «сушку» (Су-25), на что тот отвечает: «Вот молодцы». И только примерно через полчаса сепаратисты начинают обсуждать, что это мог быть гражданский лайнер.
Текстовая расшифровка (на английском языке) переговоров Дубинского и Гиркина
В этот момент передаваемая ими друг другу история резко меняется. Так, Харченко заверяет Пулатова, а тот, в свою очередь, представляет произошедшее другому обвиняемому, своему начальнику Сергею Дубинскому как то, что в небе якобы было два самолета: украинский Су-25 и «Боинг». Первый якобы сбил гражданский лайнер, а уже потом «Бук» сбил военный самолет.
Позже Дубинский своему начальнику, Игорю Гиркину, тогда возглавлявшему так называемое министерство обороны самопровозглашенной «ДНР», доложил о ситуации такими словами: «Сушка» вальнула «Боинг», а «Сушку» наши «Буком» е***».
Можно ли верить показаниям Пулатова?
На заседании суда 3 ноября был показан двухчасовой видеофрагмент из двух бесед с Олегом Пулатовым, состоявшихся в России. Одна запись была сделана в феврале, то есть накануне начала процесса, а вторая — 22 октября. Пулатов в своих показаниях сообщил, что ничего не знал о нахождении «Бука» у сепаратистов и никак не участвовал в его транспортировке.
Игрушки на месте крушения «Боинга» (фото из архива)
По словам обвиняемого, если в его разговорах и упоминался «Бук», то делалось это для «дезинформации» противника. Пулатов несколько раз повторил, что ЗРК «Бук» был не нужен сепаратистам, поскольку, мол, у них были другие системы ПВО, в частности ПЗРК и комплекс «Стрела-10». Он также уверяет, что данные о потерях сепаратистов были специально преувеличены.
Нидерландская прокуратура, впрочем, сомневается в правдивости высказываний Пулатова. Обвинение продемонстрировало в суде несколько видеозаписей, предположительно сделанных в те же дни, когда был сбит лайнер. Из кадров следует, что в районе велись тяжелые бои: сепаратистов активно обстреливали из минометов и с воздуха, на видео есть раненые и убитые.
Прокуратура: Со стороны России велся огонь по украинским целям
Кроме того, в суде была заслушана запись разговора Пулатова и Дубинского утром 17 июля. В нем сепаратисты открыто говорят о необходимости попросить «восточного соседа» обстрелять украинские позиции. Прокуратура утверждает, что в середине июля украинские цели действительно были обстреляны с территории России: этот факт подтвержден несколькими источниками. Российская сторона это отрицает.
В заключении, прокуратура продолжает настаивать на том, что никаких украинских военных самолетов, способных поразить малайзийский «Боинг», в районе крушения MH17 не было. Об этом, помимо прочего, указывают данные радаров и отсутствие на месте трагедии обломков, которые могли бы принадлежать другим самолетам, подчеркнули представители обвинения.
Следующее заседание суда состоится в четверг, 24 июня: на нем выступит защита Олега Пулатова. Затем суд уйдет на летние каникулы до сентября, когда слово будет предоставлено ближайшим родственникам погибших. Прокуратура намерена огласить обвинительное заключение в ноябре.