Путин, Макрон, Меркель и Зеленский перед итоговой пресс-конференцией
Обмен пленными до конца года и новая встреча в нормандском формате через четыре месяца. Таковы формальные итоги встречи Владимира Путина и Владимира Зеленского в Париже.
Украинские эксперты находят и другие поводы для оптимизма: Зеленский не сдал страну. Российские политологи настроены менее оптимистично.
Три нокаута
Media playback is unsupported on your device Путин и Зеленский о Донбассе, газе и допинге. Главные заявления с саммита в Париже
Оценку Кремля встрече двух лидеров дал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
«Вчера состоялась весьма конструктивная беседа. Это было деловое общение, прагматичное, открытое достаточно, стороны заявляли о своих позициях, о несогласии друг с другом по ряду вопросов», — обрисовал Песков ход переговоров.
Он добавил, что теперь, уже после саммита, многое будет зависеть от выполнения сторонами своих обязательств: «Вы знаете, что Путин всегда отвечает за свои слова и делает то, о чем он говорит. В свою очередь, конечно, он высоко ценит аналогичный подход со стороны своих собеседников».
Пресс-секретарь Зеленского Юлия Мендель еще в понедельник сказала, что переговоры прошли очень успешно. С ней соглашаются украинские эксперты.
«Скажу откровенно: в течение одного дня Путин получил три нокаута. Первый — решение ВАДА, второй — резолюция Генассамблеи ООН по Крыму, третий — он ни с чем вернется с нормандской встречи», — сказал Украинской службе Би-би-си экс-министр иностранных дел страны Владимир Огрызко.
Он считает, что Зеленский наконец-то понял, с кем имеет дело, когда встретился с Путиным лицом к лицу: «Верю, что у него этап розовых иллюзий относительно Путина завершился».
А будет ли обмен?
Договоренность об обмене «всех на всех» до нового года радует политологов. Сам Зеленский после общей пресс-конференции сообщил журналистам, что к 1 января домой смогут вернуться 72 украинца.
В итоговом документе, действительно, говорится, что до конца года Россия и Украина (а также ДНР и ЛНР) должны обменяться заключенными. Владимир Путин, однако, подчеркивал: в этом пункте имеются в виду «установленные лица».
Президент Франции Макрон — один из европейских политиков, настроенных на диалог с Путиным
Согласование списков заключенных — постоянная проблема двух стран. Иногда отсутствие согласия в этом вопросе приводило к срыву обмена.
В обмене больше заинтересован Зеленский, для которого это исполнение предвыборных обещаний, поясняет Татьяна Становая, приглашенный эксперт Московского центра Карнеги и глава аналитического центра R.Politik.
Но самый главный вопрос, считает эксперт, — реально ли стороны договорились об обмене?
«Я бы не торопилась так утверждать. Да, есть желание договориться о новой сделке до конца года, но не более того. Решения по обмену пленными и разведению — это попытка сохранить лицо и показать, что со всех сторон есть желание двигаться в сторону мира», — сказала Становая в разговоре с Би-би-си.
Разные цели
Колумнист The New York Times Эндрю Хиггинс уверен, что силы изначально были неравными: мастер глобальных интриг и бывший офицер КГБ против бывшего комика, не имеющего опыта в мировой политике. Несмотря на это, встреча, по мнению бывшего руководителя московского бюро NYT, закончилась ничьей.
С этой оценкой согласна и Татьяна Становая: «Победителей нет. Хотя цели у всех были разные». По ее оценке, Россия, изначально ощущавшая себя дискомфортно в преддверии саммита, не видела большого смысла в этом мероприятии.
Участники протеста в Киеве смотрели пресс-конференцию на экране перед офисом президента Украины
Поэтому у Путина могло быть только две задачи: первая — сохранение статус-кво, вторая — использование площадки нормандского формата, чтобы продвинуться в переговорах по газовому вопросу.
Зеленский же, считает эксперт, приехал с целью разблокировать процесс, поскольку Украину не устраивают Минские соглашения в том виде, в котором их понимает Россия. «В этом смысле он проиграл», — считает Становая.
«По газу мы услышали только намеки, — оценивает ситуацию украинский политолог Петр Олешко. — Теперь очевидно, что газовый вопрос выпадает из нормандского формата и идет в отдельное плавание». Получается, Владимир Путин также не смог достичь своей цели.
«Зеленский самом деле сдал экзамен Путиным, — подводит итоги украинский политолог Владимир Фесенко. — Не буду давать оценку, но экзамен был тяжелым. На фоне негативных ожиданий результат встречи можно считать положительным».
Украинские политологи настроены более оптимистично, поскольку ожидали худшего варианта.
Например, повторения ситуации с первой встречей Владимира Путины и Дональда Трампа, после которой лидер США, выйдя к журналистам, всячески хвалил успехи России по проведению чемпионата мира по футболу и неожиданно сказал: «Наши отношения находились в ужасном состоянии, но четыре часа назад это изменилось».
Этот сценарий не повторился в случае с Зеленским, что вызывает оптимизм у украинских экспертов. Но и они, и российские политологи соглашаются: значимых шагов в Париже сделано не было.