(В тексте встречаются спойлеры: немного общих в первой главе и много конкретных во второй. Третья часть под заголовком «Секрет бессмертия» спойлеров не содержит)
Прощайте, принцесса Лея, Люк Скайуокер и Дарт Вейдер. На 43-м году повествования главная киносага ХХ столетия завершена. «Звездные войны» закончились без помпы, но почтительно и красиво. Браво.
И пусть девятый эпизод «Скайуокер. Восход» не стал вторым пришествием, Disney сумел досказать рожденный Джорджем Лукасом миф о джедаях и ситхах, не разбив сердца посвященных.
Под занавес эпоса о добре и зле режиссер Джей Джей Абрамс переманил продюсеров Микки-Мауса на светлую сторону Силы и сыграл полные аллюзий и ностальгии поминки по «Звездным войнам» под волшебную музыку Джона Уильямса.
Джей Джей плюнул на все нововведения и сделал из нового материала хорошо забытое старое кино, в котором свет побеждает тьму, а герои и люди живут и умирают ради идей, а не правителей. Он снял фантастически современный финал старого мифа о том, что добро и зло неразрывно связаны, порождены друг другом в буквальном смысле этого слова, а выбор между светом и тенью каждый делает сам.
Тем, кто никогда не смотрел «Звездные войны», не стоит начинать с этого фильма. Фанатам же — срочно бежать.
В конце концов пора уже получить компенсацию за страдания, причиненные восьмой серией и спин-оффами, и признать, что миф досказан, наши победили, пора двигаться дальше.
Молодым здесь не место
Пропустить Youtube пост , автор: Star Wars Внимание: Контент других сайтов может содержать рекламу.
Конец Youtube сообщения , автор: Star Wars
Star Wars
Лукас всегда снимал «Звездные войны» для детей. Как это ни парадоксально, самая детская студия Голливуда Disney превратила их в фильм для взрослых.
Целевая аудитория девятого эпизода — закаленные фанаты. Тем, кто ребенком ходил на премьеры первых серий, уже за полтинник. Перед ними и извиняется Абрамс в финале саги о Скайуокерах.
Автор блестящей реинкарнации «Звёздного пути» (Star Trek) вернул посвященным то, что попытался было разобрать в восьмой серии Райан Джонсон, режиссер «Петли времени» (Looper).
Прежде всего Джей Джей вывел на первый план главных героев, а вспомогательным отвел их вспомогательную роль. Он возродил прямолинейную стремительность повествования и утилитарные диалоги, убрал болтовню и сюжетные отступления. Он вернул юмор и беспроигрышно поручил его тем, кто шутил и веселил публику в фильмах Лукаса: дроидам и своенравному небритому пилоту в кожаной куртке.
Джей Джей последовал совету Йоды: «Do or do not. There is no try» («Делай или не делай. Не надо пробовать.») Он дал «Звездным войнам» блеснуть на прощанье былым величием и не позволил им впасть в самозабвенный старческий маразм.
Он понял, что ничего нового в определенных Disney рамках уже не придумать. Пора закругляться, и лучшая эпитафия — мощный и красивый фильм, напичканный аллюзиями и прямыми цитатами из предыдущих эпизодов.
«Не нравится мне все это…» («I have a bad feeling about this»). Люк, Лея, Соло, Оби-Ван и Энакин — все главные герои в свое время произносили эту фразу. Чаще мы слышали только «Да пребудет с тобой Сила» («May the Force be with you»). В девятой серии эти слова звучат снова, равно как и прежние описания возможностей темной стороны силы, «некоторые из которых слывут сверхъестественными» («some consider to be unnatural»).
Новые миры в девятом эпизоде созданы с любовью, масштабно и в русле традиции
Джей Джей снял фантастический боевик с элементами дистопии в декорациях былого великолепия. Главная битва буквально поставлена на обломках «Звезды смерти» в бушующем океане какой-то вязкой жидкости.
Кода межпланетной саги пропитана декадансом: в кадре появляется кресло императора, с которого он безуспешно переманивал Люка на темную сторону, а из пучины морской поднимается космический истребитель X-wing, на котором Скайуокер уничтожил эту самую «Звезду смерти».
Как и положено эпосу, первую скрипку вновь играют герои, а не люди. До богов дело не дошло: Лукас собирался было посвятить им третью трилогию, однако после второй продал франшизу Disney за 4 млрд долларов, и новые владельцы решили не выходить на зыбучие пески трансцендентного.
Отступление смертных в тень героев пошло им на пользу., Джей Джей лишил их суетливости и экранного времени. Финн превратился из суетливого болтливого труса в лаконичного отважного повстанца, а По стал отдаленно напоминать кандидата в преемники Соло.
В итоге девятый эпизод «Звездных войн» сделал маленький финальный шажок к развязке саги, совершив при этом гигантский скачок по сравнению с предпоследней серией.
Он примирит с действительностью тех, кто расстроился, посмотрев «Последних джедаев». Тем же, кто ожидает финальной битвы добра со злом масштаба шестой серии, стоит умерить аппетит.
Последние «Звездные войны» делал не Лукас, а Disney. Это важно. Создатель саги играл ва-банк. Новый владелец отбивает вложения.
Когда Джордж Лукас снимал оптимистичный эпос — побеждал герой, когда ставил трагедию — погибал хор. Люди прощали ему и деревянные диалоги, и срезанные углы, и бюджетные компромиссы. Они верили и жили мифом, не придираясь к рассказчику.
Лукасу всегда было плевать на нытье фанатов. На их недовольство новыми сериями и персонажами. Он снимал для детей, всегда рассказывал свежую историю и привлекал тем самым новые поколения поклонников. Этим и объяснялась живучесть саги.
Дисней таких вольностей себе позволить не мог и в итоге просто выжал из незавершенной истории Скайуокера все возможное, не привнося ничего особо нового. Как в компьютерной игре, когда все уровни до последнего давно пройдены, а монстры перебиты — можно еще раз сыграть на скорость или на счет, но удовольствие уже не то.
И поскольку хардкор-поклонникам угодить невозможно, а новую аудиторию ностальгической реконструкцией не завоевать, вся трилогия была обречена на провал. Если оценивать ее с этой точки зрения, то девятая серия, равно как и седьмая — триумф, достойный всех пяти звезд. Но с продолжением культовых фильмов так не бывает, поэтому — ★★★★☆.
А чтобы понять причины этого провала, нужно вспомнить, о чем этот фильм, почему он появился и что имелось в виду.
Секрет бессмертия
Лукас задумал историю про то, как мирная галактика может оказаться под пятой фашиствующего маньяка, несмотря на защитников-супергероев, демократию и прочую цивилизацию. И причина всегда одна: главная человеческая слабость — страх.
Кэрри Фишер возвращается, чтобы уйти навсегда
«Страх — проводник на темную сторону. Страх ведет к злобе. Злоба — к ненависти. Ненависть — к страданию», — говорил Йода.
Лукас показал целому поколению как перестать бояться и полюбить борьбу на светлой стороне Силы. Он придумал мир полный метаморфоз, но без полутонов. Черное и белое; цветущий карнавал республики против мрака скованной страхом империи.
В «Звездных войнах» герои, выбирающие светлую сторону, с легкостью выносят самые страшные испытания. Те же, кто пошел на сделку с повелителем тьмы, страдают с утра до вечера, несмотря на все свое могущество.
Идея родилась у Лукаса в трудное для Америки и всего западного мира время.
Середина 1970-х была тяжелым похмельем после позорной войны во Вьетнаме и Уотергейта. Впервые за послевоенные годы люди не богатели, а беднели: Запад сотрясал масштабный экономический кризис. Одна радость — человечество постепенно осваивало космос и даже высадилось на Луну.
В остальном все было плохо. Помечтать, отвлечься и наполниться оптимизмом нельзя было даже в кино.
Эпоха вестернов и грандиозных исторических лент закончилась. А эра блокбастеров и музыкальных фильмов еще не началась. Голливуд заигрывал с европейским кино и осваивал спецэффекты, а массовому зрителю скармливали полицейские детективы и научную фантастику — фильмы о том, как беззащитен и бессилен человек, как тяжело и страшно жить и на Земле, и в космосе.
Именно тогда выросло новое поколение американских режиссеров, определившее развитие кинематографа на ближайшие полвека: Стивен Спилберг, Брайан де Пальма, Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола и Джордж Лукас. Через десятилетие из этой дружной группы самым коммерчески успешным режиссером оказался Лукас. Сыграла именно его ставка — на миф, мечту и приключение в новой космической реальности.
Лукас осознанно отказался от научной фантастики в пользу сказки. Он хотел увлечь зрителя историей героев, а не логистикой их подвига, а заодно представить освоение космоса как захватывающее приключение бодрых мечтателей, а не изнурительную борьбу суровых ученых с одиночеством, радиацией и микробами.
Лукас говорил, что решил «уйти от непреложных фактов «Космической одиссеи 2001 года» Стенли Кубрика и обратиться к романтике» освоения других миров.
Он собирался отбить научную фантастику у физиков и отдать ее лирикам. Возродить миф в новом интерьере межпланетного корабля, но вместо скафандров и еды в тюбиках раздать героям световые мечи и отменить для них большинство законов физики, лингвистики и гигиены. Чтобы детали не отвлекали от сюжета и главной идеи мифа.
Вот как он объяснял эту идею в 1977 году в интервью Rolling Stone:
«На теоретически-философском уровне конечная цель наших исканий, самая захватывающая цель — найти причину всего. Зачем мы в этом мире, насколько он велик, где границы, как все устроено, в чем система, что такое Бог? В наше время это называется научной фантастикой. Раньше называлось религией, мифом, как угодно», — говорил Лукас.
«Но мне кажется, что научная фантастика противится этому образу, пытается быть излишне серьезной и педантичной. От этого я и хотел уйти, снимая «Звездные войны».
Поэтому он поместил действие не в настоящее или будущее, а в прошлое. Как и подобает мифу. «Давным-давно в одной далекой галактике…» — так начинаются все серии.
Упор на историю, идею и героев превратил «Звездные войны» в главный эпос XX века. Дарт Вейдер стабильно возглавляет рейтинги киношных злодеев. Хан Соло превратил Харрисона Форда в нового Джона Уэйна. А в Великобритании, на родине актеров, сыгравших Оби-Вана и Квай-Гона, их последователи обошли числом иудеев и сикхов. В переписи населения на заре тысячелетия 400 тысяч британцев в графе «религия» отметили: «джедай».
Лукас добился того, о чем говорил в 1977 году: он создал новый миф, новую религию. Именно этим объяснялся феноменальный успех «Звездных войн».
А не спецэффектами: пусть они оказались революционными для своего времени, но Лукас был далеко не пионером. И не жанром: космические приключения и далекие планеты еще до него стали популярной темой в Голливуде.
Media playback is unsupported on your device Как создавались спецэффекты в новых «Звездных войнах»
Лукас говорил, что на создание эпоса Скайуокеров его подвиг страх. Страх того, что в Америке вырастет целое поколение детей, лишенных приключенческого мифа. У предыдущего поколения были вестерны, еще раньше — книги вроде «Острова сокровищ».
А на рубеже 1970-х на этом месте образовалась черная дыра. Лукас, увлекавшийся социологией и антропологией, опасался, что мифологический вакуум обернется «деструктивным элементом для нашей культуры», и поспешил его заполнить.
И это еще одна причина, почему история Скайуокеров заканчивается. В современной мифологии достаточно приключенческих эпосов, созданных в основном стараниями другой диснеевской студии — Marvel.
В руки ее продюсеру Кевину Файги Disney теперь отдаст и «Звездные войны».
Файги сделал карьеру на супергероях. Людях, обладающих невероятной силой — вроде Человека-паука и Чудо-женщины.
Эпос Лукаса — о силе совсем другого свойства: сверхъестественной, всепроникающей и животворящей. О которой Дарт Вейдер говорил: «Способность уничтожить целую планету — ничто по сравнению с мощью Силы».
Судя по тому, что Disney выбросил в корзину купленные у Лукаса наброски последней трилогии, а по ее завершении отдал франшизу на откуп продюсеру «Мстителей», сага в том виде, в котором мы ее знали, завершена.
Фанаты отмучались и легко отделались: несмотря на провальный эксперимент Райана Джонсона с восьмой серией и два безыдейных спин-оффа, почтительно-ностальгические VII и IX эпизоды Джей Джей Абрамса спасли прощальную трилогию от провала и обеспечили добротную панихиду главной киносказке прошлого столетия.