Бои за Варшаву в январе 1945 года были скоротечными. Но споры о них не утихают среди историков до сих пор
17 января 1945 года нацисты были изгнаны из столицы Польши. 75 лет спустя этот день практически не отмечают в самой Варшаве, зато с размахом празднуют в Москве. Би-би-си рассказывает, почему в Польше и России по-разному воспринимают этот день.
«Нас же в декабре 1944 года перебросили под Варшаву… На одной станции начальство попробовало запретить продажу самогона. Подъехавшие танкисты развернули башню танка и бабахнули противотанковой болванкой в дом коменданта между этажами. Говорили, что начальник удрал в чем мать родила», — таким запомнил подготовку к наступлению на Варшаву тогда артиллерист, а в будущем ведущий искусствовед Эрмитажа Николай Никулин.
Бои за столицу Польши были скоротечными. Всего за три дня — с 14 по 17 января 1945 года части Красной армии СССР и Войска Польского выбили гитлеровский гарнизон из города, точнее из руин города.
«Ходячие тени»
К январю 1945 года в Варшаве осталось лишь 12% довоенного населения города. Все эти люди были крайне истощены
К концу войны левобережная часть Варшавы была уничтожена на 90%. Гитлеровцы попытались сровнять город с землей после подавления Варшавского восстания в октябре 1944 года (в Польше многие винят Красную армию в том, что она не помогла восставшим).
После этого абсолютное большинство выжившего гражданского населения покинуло разоренный город.
Немцы укрепили свои позиции, их гарнизон называли «варшавской крепостью». Но советские подразделения и Первая армия Войска Польского, имея большое численное преимущество, смогли быстро взломать эту оборону противника. Боясь попасть в окружение, гитлеровцы покинули город.
Днем 17 января советские и польские солдаты уже полностью контролировали Варшаву. Перед ними предстала ужасная картина.
В 1943 году нацисты до основания разрушили варшавское гетто. В следующем году они начали методично разрушать и остальной город. Восстановление Варшавы завершилось лишь в 1975 году.
«Идем по улицам Варшавы. Дым клубится над разрушенными зданиями, стоит маревом над пепелищами… Начали появляться жители, похожие на тени. Они выходили неуверенно, боязливо оглядываясь. Лица бескровные, взгляды скорбные», — вспоминал участник боев за Варшаву генерал Станислав Поплавский.
Одним из таких «бескровных лиц» был знаменитый польский пианист Владислав Шпильман. Он чудом пережил Варшавское гетто, затем сбежал из эшелона, увозившего евреев в концлагерь.
Когда в январе 1945 года Шпильман вышел из своего укрытия, он забыл, что на нем надет спасавший от холодов китель немецкого военного. Владислав еле-еле смог убедить насторожившихся солдат, что на самом деле он мирный житель Варшавы. Позже по истории Шпильмана снимут фильм «Пианист» режиссера Романа Полански.
К январю 1945 года в Варшаве осталось лишь 12% довоенного населения города. Все эти люди были крайне истощены, многие из них провели месяцы в подвалах и руинах, скрываясь от фашистов.
Кому награда, кому тюрьма
Войско Польское, сражавшееся за Варшаву, было создано в СССР в основном из этнических поляков, служивших до этого в Красной армии.
19 января состоялся небольшой парад в честь освобождения Варшавы. Им командовал Станислав Поплавский — этнический поляк, в ходе войны дослужившийся до звания генерала Красной Армии.
Его биография похожа на истории большинства старших офицеров Войска Польского, созданного в СССР в 1943 году по сути на базе Красной армии. Практически каждый второй офицер Войска ранее служил в РККА. В декабре 1944 года Поплавский возглавил Первую армию Войска Польского, в мае 1945 получил звезду Героя Советского Союза, а после войны стал заместителем министра обороны Польской Народной Республики.
Дивизия имени Костюшко: боевое братство и горькая память
Но не всех польских военачальников ждала такая головокружительная карьера.
27-28 марта 1945 года руководители Польского подпольного государства прибыли на переговоры с представителями СССР.
НКВД арестовало прибывшую делегацию — это 15 высокопоставленных руководителей подполья, включая главнокомандующего Армии Крайовой генерала Леопольда Окулицкого и вице-премьера Яна Станислава Янковского. Все они были вывезены в Москву, где их три месяца жестко допрашивали. В итоге польские политики и военачальники получили до 10 лет тюрьмы. Окулицкий и Янковский умерли в советских лагерях.
Освобождение или смена режима?
Перед новой администрацией Варшавы встал острейший вопрос — как предотвратить эпидемию в городе.
«Варшава представляла собой горы руин, подвалы которых были заполнены телами убитых поляков. Могилы виднелись повсюду — на улицах и в скверах», — написал в книге «Воспоминания о войне» участник боев за город Николай Никулин.
Тела погибших лежали на улицах больше полугода — с начала Варшавского восстания в августе 1944 года.
Несколько месяцев ушло на восстановление базовой инфраструктуры города — канализации, водопровода и электроснабжения. Все эти действия новых просоветских властей Польши сначала положительно воспринимались большей частью населения Варшавы.
В боях за освобождение Польши от нацистов погибло около 600 тысяц солдат и офицеров Красной Армии
Судя по историческим документам, в начале 1945 года в основном положительно относились к солдатам Красной армии и жители восточной и центральной части Польши. Однако постепенно это отношение начало меняться.
К лету 1945 года НКВД начало разбираться с бывшими бойцами Армии Крайовой. Эта подпольная военная организация, сражавшаяся во время войны против Германии, но подчинявшаяся польскому правительству в изгнании. Костяк командиров АК составляли офицеры, служившие еще в довоенной польской армии. А к ним Сталин всегда относился с подозрением.
В итоге НКВД арестовало не только многих старших офицеров АК, но и рядовых бойцов. Это были простые молодые ребята, многие из которых были мало образованы, ничего не понимали в политике и просто хотели сражаться за свободу родной Польши в годы фашистской оккупации.
«Первые месяцы после освобождения Варшавы были для поляков временем надежды на новую жизнь и свободу, но эта надежда так и не сбылась», — отмечает доктор исторических наук Лукаш Адамский.
«Закончился кровавый фашистский режим. Но свободной Польша так и не стала. Ужасный немецкий тоталитаризм и политика геноцида сменились другим режимом, но тоже тоталитарным. Важно, что советский режим не был направлен на уничтожение поляков как нации, а только на уничтожение так называемых «вражеских классов» и политических противников» — добавляет Адамский.
По оценкам польских историков, до 1956 года до 2 млн жителей Польши могло попасть под репрессии НКВД и польских органов безопасности по политическим причинам.
А что сегодня?
Советские военные кладбища в Польше охраняются законом. К памятникам вне захоронений это не относится, и несколько советских монументов в последние годы снесли
Большинство историков и государственных деятелей Польши сейчас не употребляет термин «освобождение Варшавы». В школьных учебниках операция Красной Армии и Войска Польского называется «сражение за Варшаву» или «взятие Варшавы».
В Варшаве есть кладбище солдат Красной Армии, которое охраняется законом. Есть мемориальные доски солдатам Войска Польского. Но нет памятников руководителям этих армий. По закону о декоммунизации все памятники, которые находятся в общественном пространстве и при этом не являются памятниками над массовыми захоронениями или военными могилами — демонтированы. Среди прочих в 2018 году в Варшаве разобрали памятник благодарности Красной Армии в Скарышевском парке.
Уже много лет день освобождения Варшавы от фашистов не отмечается. В мэрии города агентству РИА Новости сообщили, что в этом году 17 января в польской столице состоится только «два частных уличных мероприятия».
В МИД России на такое поведение властей столицы Польши реагируют с недоумением.
«Я не могу понять, как можно отмечать дату начала войны и при этом практически игнорировать даты освобождения?» — написала в своем «Фейсбуке» представитель МИДа Мария Захарова. В Москве в день освобождения Варшавы от фашистов откроется несколько профильных конференций и выставок, а вечером прогремит салют.
В Варшаве есть памятник Польскому подпольному государству и Армии Крайовой
«Проблема в том, что российские власти пытаются представить судьбу Польши как некую дихотомию. Либо кровавый фашистский режим, либо просоветское правительство. И при таком раскладе просоветское правительство, конечно, выглядит как более хороший вариант. Но почему-то нет опции независимого польского государства. И именно поэтому полякам сложно воспринимать то, что произошло, как освобождение», — отмечает профессор Адамский.
Важно отметить, что без особых торжеств проходит в Польше и день победы 8 мая. Масштабно и массово в Варшаве всегда отмечают лишь две даты, связанные со Второй мировой войной — день начала Варшавского восстания (1 августа 1944 года) и день освобождения Освенцима (27 января 1945 года).
«Многие в Польше уверены, что освобождение страны от фашизма по-настоящему произошло, когда освободили Освенцим и другие концлагеря. Узникам этих лагерей именно Красная армия принесла спасение. И никто не оспаривает мужество и героизм простых советских солдат, которые отдали свои жизни, чтобы выбить фашистов из Польши», — отмечает профессор Адамский.