Алексей Кудрявцев утверждает, что Гройсман сделал все, чтобы его освободить / фото REUTERS
Прошлой осенью в своих интервью вы очень политкорректно высказывались в адрес премьера Владимира Гройсмана и вашего предшественника на посту председателя ДАБИ Максима Мартынюка, который порекомендовал вас на свое место. Что вы можете сказать о них сейчас, после всех прошлогодних событий?
Я очень благодарен Максиму Мартынюку за то, что он в меня поверил. Он действительно дал мне шанс, меня рекомендовал Владимиру Гройсману, который тогда возглавлял Минрегионстрой. Если убрать из контекста эмоции, то, пожалуй, он тоже немного сожалеет по поводу того, что произошло. Что касается Владимира Гройсмана, то это другая ситуация. Наверное, у человека, который три года руководил правительством крупной европейской страны, были свои заслуги. Но я точно знаю, что он сделал все, чтобы освободить меня.
Могу рассказать про последние пару недель перед увольнением. Мне не дали выступить на заседании Кабмина, в меня никто не взял объяснения, просто конкурсная комиссия Нацгосслужбы в супер-сжатые сроки сумела сделать выводы по моему вопросу: в понедельник состоялось заслушивание ее выводов, а уже в среду меня уволили. Никто не принял во внимание, что я руководил государственным учреждением, которая на тот момент пребувала в зоне турбулентности. Мы находились на финише реформы, которую начали за три года до того.
Так, точно имели место определенные манипуляции. Я уверен в том, что Владимир Борисович конкретно давал команду, чтобы комиссия Нацгосслужбы принимала необходимые ему решения. С некоторыми людьми из той комиссии я был знаком очень хорошо, и при встрече они просто разводили руками: “Ну, ты же понимаешь, поступила команда сверху, мы ничего не можем сделать”. Тогда я не имел с Владимиром Гройсманом никакого разговора. На мои неоднократные предложения встретиться и выяснить ситуацию, он мне отказывал.
Формальным поводом для увольнения стало то, что вы будто-то не имели необходимой, то есть высшего, профильного образования. Поэтому у вас есть нужный диплом или нет?
Так. Когда я подавал документы на должность главы ДАБИ, там был диплом специалиста по правоведению, который я буквально за три недели до того получил в Одесской юридической академии. Добавлю, что в 2018 году я защитил кандидатскую диссертацию и теперь является кандидатом юридических наук, то есть в дальнейшем сомнений по поводу моего образования быть не может в принципе.
Что же тогда, по вашему мнению, стало реальной причиной увольнения?
Прошлой осенью вся та реформа, которой мы занимались ДАБИ в течение трех лет, вышла на финальный этап. Это, кроме прочего, означало, что настало время увольнять двух последних руководителей теруправлений ДАБИ, которые были очагами коррупции – в Одесской области и в Киеве. На этот момент уже была запущена система «Прозрачная ДАБИ» (электронная система выдачи разрешений на строительство – ред.), были приняты первые нормативные акты, которые противодействовали коррупции. Так вот, когда было уволено руководителя ТУ ДАБИ в Одесской области, которое было наиболее коррумпированным, начался этот безумный давление. То есть люди, которых я называю “строительная мафия”, понимали, что следующим шагом станет замена руководителя ТУ ДАБИ в Киеве.
Речь идет о двух крупнейших строительных рынков в Украине…
Именно так. И местным строительным мафиям не хотелось терять годами отработанные и налаженные схемы. Так вот, в конце сентября 2018 года я на заседании Правительства презентовал «Прозрачную ДАБИ», рассказал об успехах в борьбе с коррупцией. Именно Владимир Гройсман дал мне тогда слово, поэтому он знал и чувствовал, что окончательные изменения в ДАБИ уже почти завершены. Возможно, до этого строительная мафия не очень верила в наш успех, но после презентации все стало слишком реальным. Когда все заработало и все увидели, что механизм – действенный, люди, которые годами сидели на взяточных схемах, сделали все, чтобы меня уволить.
Вам не кажется, что ваших реформ было недостаточно? Ведь, в конце концов, и выдача разрешений, и их отмена все равно происходит в ручном режиме, а не в рамках четкой, понятной и прозрачной системы.
Напомню, что именно мы сделали за три года. Первое – выполнили требования закона о децентрализации, передав функции ДАБИ многим местным общинам. Этот процесс начался еще в 2015 году. Второе – заменили многих руководителей теруправлений ДАБИ, которые работали на своих местах, как говорят, еще во времена Януковича и которые сидели на коррупционных схемах. Третье – разработали и добились принятия закона №1817, который вступил в силу в июне 2017 года и положил конец многим незаконным стройкам за счет замены пяти категорий сложности на три класса последствий в строительстве и отмене декларативного принципа начала строительства. До этого часто случалось так, что застройщик получал декларацию на начало строительных работ, заявляя о намерении построить что-то небольшое, а на самом деле выгонял там 25 этажей. Самый известный пример – это объекты Анатолия Войцеховского в столице. Четвертое – перевели целый ряд услуг в электронный режим, чтобы исключить влияние человеческого фактора. Но, говоря о ручной режим, я могу сказать, что он имел место и до сих пор имеет место, вы правы. И именно это нужно искоренять, потому что в ручном режиме обновленный рынок не может работать.
Алексей Кудрявцев считает, что ДАБИ нужно вообще ликвидировать
Каким образом это можно искоренить?
Я считаю, что нужно вообще ликвидировать ДАБИ. Полностью избавиться от этого органа, который всегда будет ассоциироваться с негативом и коррупционными схемами. Если мы закроем ДАБИ, не останется токсического шлейфа, который преследует ее все эти годы.
Считаю, что нужно коренным образом изменить систему выдачи разрешений и контроля за строительством. Разрешения должны выдаваться автоматически – при условии, что заявитель получил и подал все необходимые документы. Это не должно быть специальной функцией ДАБИ или любого другого органа, это должна быть простая админуслуга, которую можно получить в электронном виде.
Вот что нужно, то это поэтапный контроль за строительством. Инспектор должен приходить на стройплощадку всего 4-5 раз: на самом первом этапе, затем на уровне нескольких этажей, затем – в конце строительства. И целью этих визитов должно быть не прекращение строительства, а выдача предписания об устранении нарушений, если таковые будут обнаружены. Если в течение процесса строительства все в порядке, если соблюдены всех Дбнов и градостроительных требований, то в конечном итоге застройщик легко получит сертификат о вводе объекта в эксплуатацию. Причем, этот документ также должен быть обычной админуслугой и также может выдаваться в электронном виде.
Кто будет инспектировать – это уже вопрос для дальнейшей дискуссии, но я бы предложил создать новый орган сугубо для этой функции. Однозначно – не должно быть, как сейчас, когда инспектор часто даже не может попасть на объект, потому что его туда просто не пускают. Конечно, есть еще одна проблема. Это – украинские суды, по решениям которых ДАБИ нередко заставляют выдать или восстановить разрешение на строительство. Вот здесь важный момент: какую компетенцию имеет суд в вопросах изменения целевого назначения земли или высотности здания, например? К сожалению, на это пока повлиять невозможно.
Как вы оцениваете работу ДАБИ в течение последнего года?
Могу сказать, что почти сразу, как меня оттуда уволили, все реформы откатились назад. В частности, насколько мне известно, все электронные услуги перестали работать. Некоторые люди, которые были освобождены из-ДАБИ за моего руководства, вернулись на свои должности. Была возвращена коррупционная система многократных отказов в выдаче разрешений на строительство. По состоянию на начало сентября 2019 года положение дел было примерно таким же, как в 2014-2015 годах. Правда, буквально за последние пару недель ситуация начала меняться к лучшему, когда был назначен новый т.в.а. председателя ГАСИ Александр Строкач. Например, ожидается, что в ближайшее время снова заработают все электронные услуги.
Если вы считаете необходимым ликвидировать ДАБИ, то чем бы вы сами хотели заняться в дальнейшем?
Мне очень болит и реформа, которую я начал делать в Госархстройинспекции. Я бы хотел ее завершить. И логическим окончанием я действительно считаю ликвидацию самой ДАБИ как токсического карательно-вимагального органа. Надеюсь, мои знание системы и опыт работы еще пригодятся на государственной службе в строительной отрасли.
Татьяна Стежар