COVID-19 и медицина будущего: пандемия ускорила инновации в здравоохранении

«Приведет ли пандемия коронавируса к инновационному рывку в области здравоохранения?» Такой вопрос был задан участникам панельной дискуссии, состоявшейся в рамках экономической онлайн-конференции «Новые пути развития: российско-германское партнерство», организованной в середине февраля Германо-российской внешнеторговой палатой в Москве (AHK Russland). И все они ответили утвердительно: «Да, несомненно», добавив, что на самом деле этот рывок уже идет полным ходом.

«Медицинское сообщество пересмотрело отношение к новым технологиям»

Самый очевидный прорыв произошел в области фармацевтики. «В ходе нынешней пандемии Россия и Германия оказались в первых рядах разработчиков вакцин», — указал президент российской биофармацевтической компании «Нанолек» Владимир Христенко и напомнил, что в РФ создали «Спутник V» и еще два препарата, а в ФРГ — вакцины фирм BioNTech и CureVac.

Siemens Healthineers — один из крупнейших в мире производителей медицинского оборудования

Однако резкое ускорение инновационных процессов идет сейчас и во многих других сферах здравоохранения, подчеркнула Светлана Гербель, генеральный директор компании Siemens Healthineers в России и Центральной Азии. В это самостоятельное акционерное общество немецкий технологический концерн Siemens выделил в 2017 году все свои подразделения, занимающиеся разработкой и производством медицинской техники.

«Мне кажется, самое главное, что сейчас происходит: пандемия заставила медицинское сообщество пересмотреть свое отношение к современным технологиям. До этого врачи были очень консервативны в том, что касается применения новой техники, особенно если речь шла об удаленном диагностировании, о телемедицине, о дистанционном управлении оборудованием. А сейчас это просто жизненная необходимость», — отметила Светлана Гербель.

Диагностика, управление оборудованием, обучение: все дистанционно

Она привела целый ряд примеров. Так, не только Россия, но и страны Центральной Азии стали сейчас активнее закупать у компании Siemens Healthineers оборудование, позволяющее на удалении, с помощью планшета, делать томографию легких. Другой пример: сервисное обслуживание медицинской техники, задействованной в больничных красных зонах с ковидными пациентами.

Май 2020. Красная зона для ковидных пациентов в клинике Московского университета

«Сервисные инженеры сейчас могут, работая в удаленном режиме, 24 часа в сутки проводить мониторинг оборудования и при необходимости его налаживать. Теперь наш концерн усилил работу над тем, чтобы обеспечить еще и удаленное управление этим оборудованием без прямого контакта с инфицированным пациентом», — рассказала Светлана Гербель.

Кроме того, продолжила она, пандемия дала мощный импульс удаленному повышению квалификации медперсонала. «Мы долго пытались внедрить культуру виртуального обучения среди, к примеру, радиологов и рентгенологов, которые находятся, скажем, в Хабаровске или Новосибирске. Но многие люди были к этому не готовы. Сейчас трансфер знаний происходит намного быстрее», — констатировала глава российского отделения компании Siemens Healthineers.

Телемедицина в ФРГ и РФ: врачи и пациенты быстро перестраиваются

Российские наблюдения Светланы Гербель совпадают с выводами, к которым в Германии пришел отраслевое союз Spectaris, объединяющий производителей медицинского, офтальмологического и лабораторного оборудования. Совместно с консалтинговой компанией Roland Berger он решил выяснить, какие последствия будет иметь для отрасли вирус SARS-CoV-2. Проведя опрос среди представителей около 500 предприятий и интервью с экспертами, он опубликовал в конце 2020 года исследование, главный тезис которого звучит так: пандемия ведет к необратимым изменениям. Иными словами: коронавирус ускорил приход медицины будущего.

«Цифровизация, которая в прошедшие годы лишь нерешительно прокладывала себе дорогу, теперь резко наращивает темп. Это подтверждают, к примеру, растущая готовность использовать телемедицину и цифровые концепции амбулаторного лечения, а также ускоряющаяся цифровизация процессов в медицинской технике и в работе больниц», — подчеркнул соавтор исследования, старший партнер компании Roland Berger Тило Кальтенбах (Thilo Kaltenbach).

Это тоже часть телемедицины: врач с помощью смартфона консультируется с другим врачом

Так, телемедицину считают одним из ключевых трендов 76% представителей отрасли, участвовавших в исследовании. В нем, в частности, упоминается опрос немецких пациентов, среди которых до пандемии лишь каждый пятый был готов получать врачебные консультации в видеорежиме, а уже в июле 2020 года, после первого карантина, такую готовность проявлял каждый третий. Смену настроений вызвали главным образом опасения заразиться во время очного приема у доктора.

Немецкие врачи быстро отреагировали на этот тренд. Если в 2017 году, по данным телерадиокомпании SWR, менее 2% частных медицинских практик в Германии предлагали услуги телемедицины, то к концу 2020 года их было уже около 50%, а еще 10% готовились освоить этот формат общения с пациентами. Похожий тренд наблюдался и в Москве, о чем DW подробно рассказывала в январе в статье «Коронавирус в России: эффективна ли телемедицина?».

Инновации в области вакцин: разработка, производство, регуляторика

Что же касается фармацевтики, а именно разработки и производства вакцин, то инновации шли сразу по трем направлениям, причем всюду — рекордными темпами, подчеркнул на германо-российской видеоконференции президент компании «Нанолек» Владимир Христенко: «Сроки внедрения инноваций в фармацевтике до недавних пор были кардинально другими».

По его словам, «главным стала, конечно, разработка собственно вакцин», однако массовая вакцинация населения была бы просто невозможна без инноваций в двух других сферах. «Отрасль, пожалуй, впервые столкнулась с необходимостью столь быстро масштабировать производство. Встала задача в ближайшее время выпустить миллиарды доз вакцин, и с производственной точки зрения это стало огромным вызовом для создателей вакцин, для производителей оборудования, для поставщиков вспомогательных материалов. Без инновационных подходов такую задачу невозможно было бы решить», — убежден президент «Нанолек».

Производство вакцины «Спутник V» на заводе компании «Биокад» в Санкт-Петербурге

Третьим направлением он считает инновации в регуляторике. «С учетом масштабов и скорости распространения пандемии регуляторам тоже пришлось находить инновационные методы при оценке результатов доклинических и клинических исследований, а также при одобрении препаратов. Потребовались новые подходы к соотношению риска и пользы для того, чтобы реагировать с необходимой скоростью», — указал Владимир Христенко.

Зримым результатом всех этих инноваций стало создание в России не только трех вакцин против коронавируса, но и мощностей для их производства. Так, выпуск «Спутник V» наладили на шести площадках в Москве, Санкт-Петербурге, Башкирии и Владимирской области. Для этого пришлось модернизировать оборудование и производственные процессы, а также провести повышение квалификации персонала. Это вызвало инновационный рывок во всей российской фармацевтике, ведь ушедшие в прорыв потянули за собой и других.

Фармацевтика России и Германии в глобальном контексте

«События прошлого года подтолкнули нас к решению наладить производство субстанций для биотехнологических препаратов, в том числе рекомбинантных вакцин. Сейчас мы заканчиваем проектирование и во втором квартале начнем у себя в Кирове строительство. К тому же мы подписали соглашение с Сеченовским университетом в Москве и сейчас на его базе организовываем научную лабораторию», — рассказал президент компании «Нанолек» Владимир Христенко на германо-российской экономической конференции.

Однако на вопрос «Сможет ли Россия занять ведущую позицию на мировом рынке здравоохранения благодаря успеху вакцины «Спутник V»?» около 60% участников конференции ответили «скорее нет». Это онлайн-голосование не было, естественно, репрезентативным, но оно, тем не менее, дало некоторое представление о том, как долгосрочные последствия нынешнего инновационного рывка в сфере здравоохранения оценивают те, кто хорошо знает Россию или хотя бы ей интересуется.

Одна из причин такого скепсиса может состоять в том, что российские мощности для производства вакцин от коронавируса оказываются (во всяком случае, пока) слишком малыми в глобальном масштабе. Достаточно сравнить две цифры. Вице-премьер РФ Татьяна Голикова заявила 20 февраля, что в первом полугодии 2021 года в России произведут 88 млн доз. А один лишь завод немецкой компании BioNTech, приступивший 10 февраля после полугодовой реконструкции к выпуску ее совместной с Pfizer вакцины, собирается в первом полугодии 2021 года выпустить до 250 млн доз, чтобы затем выйти на проектную мощность в 750 млн доз в год.

О масштабах инновационного рывка, происходящего сейчас в немецкой фармацевтике, DW подробно писала в начале февраля в статье «Фарминдустрия ФРГ будет бороться с дефицитом вакцин от ковида всем миром». Тот факт, что в условиях пандемии именитые компании из разных стран срочно подключаются к выпуску вакцин от коронавируса, даже если это разработки их прямых конкурентов, можно, пожалуй, тоже отнести к ярким инновациям. И, возможно, к признакам глобальной медицины будущего.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. После газового энергетического коллапса люди вспомнили об угольных ТЭЦ. Все ученые пришли к единому выводу, что «ветряки» и солнечные батареи даже в среднесрочной перспективе не спасут от нехватки энергии. Речь идет о миллиардах вложений в неправильно выбранный путь развития. Теперь очередная ловушка для: «честного отъема денег у населения» — как говорил знаменитый персонаж классического произведения. Какие нанотехнологии? Мы еще COVID 19 всем миром не победили. Вот, куда надо вкладывать деньги https://acrylmedic.ru/ — «Завод изготовитель медицинского оборудования», а не в виртуальные нанотехнологии.