Как многодетная семья в Беларуси столкнулась с давлением из-за политики

В семье белоруса Сергия Мельянца семеро детей. Многодетная семья протестанта-баптиста с высшим духовным образованием счастливо и спокойно жила в собственном доме под Минском до тех пор, пока в начале 2021 года благополучием детей Мельянца не заинтересовались местные власти. В отношении семьи было начато социальное расследование, закончившееся вызовом родителей на школьный совет по профилактике.

Как оказалось, претензии к семье имеют политический характер, ведь недавно Мельянец был оштрафован за нарушение статьи о несанкционированном мероприятии, выразившееся в наличии бело-красно-белых жалюзи на окнах его дома.

Повод для проверок — штраф за бело-красно-белые жалюзи

Жалюзи в расцветке белорусского исторического флага Сергий Мельянец повесил на окна еще в августе прошлого года, когда в стране начались масштабные протесты. По его словам, главной причиной его поступка стали христианские убеждения, ведь белый и красный — это цвета, наполненные глубокими символами для христиан: «Красный означает — кровь, которую Христос пролил на кресте за наши грехи, а белый — то прощение, которое мы получили от Бога».

1521ec7f016b3dd0dd79177cf73afb18

У проверяющих не нашлось претензий к условиям проживания детей в семье Мельянцов

Кроме того, Мельянец таким образом выразил свое отношению к происходящим в стране событиям. «Я понимал, что это опасно и в любой момент могут прийти. Но это один из способов проявление солидарности с людьми, которые не мирятся с тем злом, что вокруг нас происходит», — говорит многодетный отец.

Бело-красно-белые жалюзи провисели на окнах несколько месяцев, пока в декабре 2020 года к Мельянцам не пришел участковый, который составил протокол за несанкционированное массовое мероприятие. И хотя свою вину Сергий не признал, суд выписал ему штраф в 30 базовых величин (около 270 евро. — Ред.).

Многодетную семью вызывали на совет по профилактике

Теперь бело-красно-белые жалюзи в доме Мельянцов видны только изнутри, снаружи они завешены детскими рисунками. Однако от повышенного внимания властей многодетную семью это не спасло. «Уже на следующий день после суда в школу и колледж, где учатся дети, пришли документы, в которых органы власти просили принять «профилактические меры», мотивируя это тем, что я привлекался по статье 23.23 КоАП и в семьи много несовершеннолетних детей», — рассказывает Сергий Мельянец.

Спустя пару недель его жене позвонили из учебных заведений детей и сообщили о начале социального расследования в отношении семьи: «Сказали, мол, ждите, придем к вам в гости. Мы, конечно, не в восторге были от этой идеи, но что делать? Запираться и воевать же с ними не будешь». Проверяющие тогда выяснили, где спят дети, где учатся, что едят и, по словам отца, условиями остались абсолютно довольны.

После этого детей Мельянца начали вызывать к психологу, а старшего сына — к руководству колледжа, после разговора с которым юноше потребовалась помощь психолога. Социальное расследование закончилось вызовом семьи на совет по профилактике, на котором были озвучены все собранные характеристики на семью — исключительно положительные. «В конце они проголосовали: все подняли руки, что никакой опасности (для детей. — Ред). в нашей семье нет», — утверждает Мельянец.

Впрочем, несмотря на то, что расследование закончено, замдиректора школы предупредила Сергия Мельянца, что «как только поступит сигнал», они снова будут вынуждены начать социальное расследование: «Все равно сохраняется напряженность. Я же понимаю, что раз один совет по профилактике уже был, то в будущем это станет отягчающим обстоятельством».

Давление на активистов через детей — не единичный случай в Беларуси

История с Сергия Мельянца, когда на многодетную семью давят из-за политической активности родителей, далеко не уникальна для Беларуси, говорит правозащитник из центра «Весна» Валентин Стефанович. «Нам известны такие случаи в последнее время, да и власти особо их не скрывали. Были официальные заявления — в основном это касалось участия в демонстрациях родителей с детьми — о том, что власти будут реагировать вплоть до изъятия детей», — отмечает правозащитник. По его словам, имели место инциденты с проверками со стороны органов опеки и попечительства, но в основном все заканчивалось положительным исходом.

c622848faa6b6c1a0796e0bf5cdd1166

Валентин Стефанович

Однако Стефанович убежден, что для семей, которые находятся в уязвимом положении, подобное внимание властей может закончится и не столь благополучно, вплоть до изъятия детей. Правозащитник напомнил об известной истории с кандидатом в президенты на выборах 2010 года Андреем Санниковым и его женой Ириной Халип — обоих взяли под стражу и угрожали, что органы опеки заберут их ребенка в детский дом. «В принципе любое преследование недопустимо, тем более давление на политических активистов через детей, такими грязными методами», — подчеркнул Стефанович.

Между тем сам Сергий Мельянец также считает, что в сегодняшней Беларуси давление на его семью может закончится разными исходами: «У нас вообще страна сейчас вне закона находится, и если надо наказать и прищучить, то любые способы могут пойти в ход. Понятно, что основной рычаг давление на нас — это наши дети». По словам многодетного отца, из-за опасения за детей он даже думал о переезде за рубеж, но надеется, что делать этого не придется, ведь Беларусь — его дом и покидать страну Мельянец не хочет.


Источник