Задержание основателя Telegram Павла Дурова во Франции подчеркнуло этого мессенджера в российско-украинской войне и поставил вопрос о его будущем, пишет американское издание New York Times.
Дуров основал Telegram вместе со своим братом в 2013 году. В эти выходные его арестовали во Франции, чье гражданство он имеет, в связи с расследованием преступной деятельности в применении и отсутствии сотрудничества с правоохранительными органами, заявили французские прокуроры.
Многие россияне начали использовать это приложение, чтобы получить новости о войне после того, как Кремль запретил большинство других крупных западных социальных медиа-платформ в стране, включая Facebook и Instagram, а также ряд местных независимых СМИ.
Многих из них привлекает надежное шифрование и настройка конфиденциальности программы во времена эскалации цензуры и репрессий в России, пишет NYT.
Соединение большой аудитории Telegram и предполагаемой безопасности этой платформы сделали его любимым инструментом общения как для сторонников вторжения, так и для его противников.
Независимые журналисты, находящиеся сейчас в изгнании, использовали приложение, чтобы продолжать освещать войну и информировать российскую аудиторию о ее потерях. Ранее малоизвестные военные энтузиасты и аналитики спутниковых данных собрали миллионы подписчиков в Telegram после вторжения, став важным источником информации о ходе войны. Волонтеры использовали приложение для сбора пожертвований для военных и для помощи в эвакуации попавших в зону боевых действий гражданских лиц.
Telegram также стал важным источником информации о войне в самой Украине. Многие следят в нем за уведомлениями о воздушной тревоге и российских обстрелах, а украинские чиновники используют приложение как один из каналов предоставления оперативной официальной информации.
Но, пожалуй, наиболее показательно то, что солдаты на передовой обращаются к Telegram , чтобы документировать свою жизнь и смерть, что изменило саму природу распространения информации во время войны. Отсутствие у Telegram ограничений насильственного контента означает, что приложение стало платформой для распространения самых ужасных видео боевых действий, демонстрирующих реальность войны 21-го века, где дроны и нательные камеры снимают войну в режиме реального времени.
Российские солдаты также регулярно используют Telegram для передачи друг другу военной информации, пишет NYT.
«На сегодняшний день телеграмм стал едва ли не основным средством управления подразделениями», — написал российский телеграмм-канал «Рыбарь» после задержания Дурова.
Авторы каналы добавили, что этот арест подчеркнул необходимость России развивать более безопасные каналы военной связи.
Влияние Telegram на формирование нарратива войны стало очевидным летом 2023 года, когда глава ПИК «Вагнер» Евгений Пригожин использовал приложение для того, чтобы объявить о своем кратковременном восстании против российского военного командования и информировать о его ходе.
Задержание Дурова теперь угрожает статусу Telegram как доминантного медиа, ведущего хронику войны.
Некоторые аналитики утверждают, что его арест может осложнить привлечение средств компанией, что вызывает сомнения в ее будущей финансовой жизнеспособности. . Другие выражают обеспокоенность стабильностью защиты конфиденциальности Telegram после того, как французские СМИ сообщили, что правоохранительные органы страны хотят получить доступ к базе данных частных чатов в приложении.
Российский Telegram-канал Baza, близкий к спецслужбам страны, сообщил В понедельник силовики получили указание удалить приложение со своих телефонов.
«Все, кто привык использовать Telegram для конфиденциальных разговоров и чатов, должны немедленно удалить их и не делать этого в будущем», — написала также в воскресенье Маргарита Симоньян.