Москва уже в который раз стала очевидцем очень интересного и любопытного события – в столицу России приехала IV Московская международная выставка «Искусство куклы», прошедшая с 12 по 15 декабря. Участники прошедшей выставки — это мастера-кукольники, приехавшиие из 30 стран мира, среди которых и известная художница из Германии Хильдегард Гюнцель. Эта выдающаяся личность — лучший по созданию кукол мастер в мире, а ее экспонаты обладают, помимо художественной, еще и исторической ценностью.
Хотелось бы побольше внимания уделить этой художнице. Итак, Хильдегард Гюнцель поражает столицу уже не в первый раз, а ее коллекции каждый год пользуются огромной популярностью не только среди ценителей кукольного искусства, но и среди абсолютно далеких к этому мастерству людей. Об этом можно судить и по интервью, которое дала куратор прошедшей экспозиции Ольга Лахина «Голосу России». В нем, если кратко, говорится, что Хильдегард — единственная, кто не подписывает или клеймит свои куклы. Ольга говорит, что Хильдегард это даже делать не надо — настолько высоко и узнаваемо ее мастерство. Также Ольга отмечает, что нынешняя коллекция — это эксклюзив от художницы, стоящей на первом месте в мире.
Возникает естественное любопытство – что же именно принесло Хильдегард такую славу? Ответ – создание уникальных по своей красоте фарфоровых кукол. Во время их изготовления, Хельдегард использует свою собственную, изобретенную ею самой, технологию, а именно: несколько раз обжигается лиможский фарфор, затем вручную расписывается и в самом конце сверху накладывается тончайший слой воска. Итог – эффект теплой и светящейся изнутри кожи. Большинство своих куклы Хельдегард объединяет по композиции с медвежонком Тедди. Стоит добавить, художница сама делает собственные модели этой всеми любимой плюшевой игрушки.
О мишках Тедди мы заговорили не зря – на сегодняшней выставке в Москве они были представлены очень широко. Но этот персонаж служит не только красивой игрушкой – прибегая к его помощи, Гюнцель преподносит разные модели и виды одежды, и в итоге эти чудные медведи уже сами по себе превращаются в модное дополнение к одежде. Некоторые дизайнеры даже используют их для оформления каких-то мелких предметов-дополнений одежды, например для ободков, сумок и браслетов.
Тема нынешней выставки – «От одежды до моды». Знакомая нам уже Ольга Лахина, являющаяся куратором прошедшей выставки, отмечает, что одна из целей выставки — это показать, что у кукол одежда меняется похоже на то, как меняется она у человека. Кукла — самая логичная копия человека и ее костюм тоже имеет множество различных функций, смыслов и он, как и у людей, может влиять как на «эмоциональное воздействия на публику», так и на «передачу социального статуса персонажа».
Фонд «Куклы мира» (а именно благодаря ему мы каждый год видим эти чудесные выставки в Москве) возглавляет Лана Летта. Лана является обладательницей одной из самых больших кукольных коллекций в России, в ее коллекциях уже больше 10 тысяч экспонатов. На данный момент в собраниях имеются уже и марионетки, и антикварные, и этнические куклы. Лана рассказала, что желание создавать и коллекционировать куклы пришло к ней в течении времени, которое она провела в институте, позже это вылилось уже в увлечение, а потом и в смысл жизни (хотя художником Лана и не стала). Также, естественно, вместе с куклами в коллекции Ланы есть веера, разная мебель, открытки, обувь, предметы быта. Само собой разумеется, что некоторые куклы из коллекций Ланы Летта также были представлены на прошедшей выставке в Москве.