Вам не кажется, что в последнее время фильмы стали слишком длинными? Об этом вспомнил актер Хью Грант на премии Bafta, объявляя лучшего режиссера года.
Видимо, он имел в виду трехчасовую эпопею Кристофера Нолана «Оппенгеймер», которая может взять «Оскар» в эти выходные. .
Хотя продолжительность трех из пяти фильмов-лауреатов Bafta — «Оставшиеся», «Маэстро» и «Анатомия падения» — тоже составляет более двух часов.
Пожалуй, хорошо, что Грант еще не имел дела с фильмом «Убийцы цветочного полнолуния» Мартина Скорсезе, который, несмотря на продолжительность в 3 часа 26 минут, является самым длинным претендентом на лучший фильм в этом году, а еще – фаворитом киноакадемии.
Но действительно ли? это значит, что номинированные фильмы являются частью все более ощутимой тенденции? Если да, то что это значит для зрителей, кинотеатров и режиссеров?
От антракта к туалету
Поход в кинотеатр дождливого дня привлекал семьи, пары и одинокие души десятилетиями, но продолжительность фильма в течение этого времени колебалась.
Ощущение того, что показы сами по себе становятся происходящим весь день событием, можно проследить еще в 1960-х годах, когда режиссеры наслаждались золотой эпохой киноэкрана.
<«Лоуренс Аравийский» длился более трех с половиной часов в 1962 году. «Клеопатра», выпущенная годом позже, растянулась до четырех, прежде чем ленту порезали. мороженым.
Автор фото, Getty Images
Но прогресс в проекторных технологиях означает что антракты больше не нужны. «Ганди» 1982 года считался последним западным фильмом, включавшим обязательный антракт.
В последующие десятилетия продолжительность фильмов постоянно увеличивалась, буквально удерживая зрителей на своих местах.
Фил Клэпп, исполнительный директор Кинематографической ассоциации Великобритании, сказал BBC, что ее члены ведут «постоянные дискуссии» со студиями, дистрибьюторами и другими сторонами о возможном возобновлении антрактов для фильмов продолжительностью три часа или более.
Проведенный журналом The Economist анализ более 100 тысяч художественных фильмов, выпущенных в международный прокат с 1930-х, показал, что хронометраж современного популярного кино является самым большим за всю историю.
И в последние годы произошел значительный всплеск. Исследования Statista на протяжении десятилетий показывают, что продолжительность самых кассовых фильмов в США и Канаде только с 2020 года выросла в среднем примерно на 30 минут, достигнув 2 часов 23 минут до 2023 года. Виновны в этом не только франшизы-блокбастеры («Индиана Джонс», «Джон Вик» и «Мстители: Финал», это мы о вас), но и фильмы, номинированные на «Оскар».
«Аватар: Путь воды», самый длинный номинант на лучший фильм 2023 года, тоже достиг трехчасовой отметки.
«Каждое десятилетие мы видели, как эпические кинопроизводства преуспевали на «Оскарах», — говорит Кари Библ, аналитика кассовых сборов в Exhibitor Relations. – Первым фильмом, получившим награду за лучший фильм в 1927 году, была эпопея об авиации под названием «Крылья», которая длилась 2 часа 24 минуты».
«Эпические фильмы часто означают эпические рассказы, — объясняет она. — Эти фильмы больше жизни и часто охватывают длительную историю, требующую от людей эмоционального привлечение».
Но это художественное обоснование приближается к критическому пределу: пока мочевой пузырь зрителей лопается, режиссеры имеют возможности, невиданные раньше.
«Холодная стриминговая война»
«Холодная война» между популярными стриминговыми платформами и киностудиями привела к тому, что режиссеры стали так же популярны, как актеры из списка А.
Сражаясь с Голливудом за доверие и престиж, потоковые сервисы не жалеют денег на режиссерские таланты – и часто это гораздо больше, чем может предложить устаревшая студия.
С фильмом «Убийцы цветочного полнолуния» Скорсезе стал партнером Apple TV. А раньше обращался к Netflix, чтобы там профинансировали его номинированный на «Оскар» более чем трехчасовой фильм «Ирландец». Как объяснял Скорсезе ВВС, от Голливуда он не «смог получить финансирование», которое бы соответствовало его амбициям.