, в частности – из-за ограничения свободы передвижения в зоне конфликта и через линию соприкосновения», – сообщается в отчете Мониторинговой миссии.
«В течение отчетного периода частично функционировали только два контрольно-пропускных пункта – в станице Луганская, Луганская область, и в Новотроицком, Донецкая область. Число переходов через КПП в обоих направлениях уменьшилось с 1 миллиона в месяц в январе и феврале 2020 года до 81 тысячи в августе», – сообщают эксперты.
Представители Мониторинговой миссии приветствовали решение «Ощадбанка» – государственного сбербанка Украины – продлить срок действия банковских карт для пенсионеров из числа переселенцев до 1 января 2021 года.
В рамках мер по борьбе с пандемией в период с 8 по 28 августа правительство Украины закрыло все три КПП на границе с Крымом. Исключение было сделано лишь для тех, кто въезжал на территорию полуострова или на материковую часть Украины с соответствующей пропиской.
Аналогичные меры приняли и власти РФ: лицам без российского гражданства было запрещено въезжать на полуостров, а гражданам Украины, у которых есть российское гражданство, запретили выезжать из Крыма на материковую часть Украины.
Боевые действия и защита гражданского населения
27 июля текущего года на востоке Украины был введен режим прекращения огня, в результате чего в период с 1 августа по 31 октября в Миссию не поступало сообщений о жертвах боевых действий среди гражданского населения. Не пострадал также ни один объект гражданской инфраструктуры.
Вместе с тем, отмечают в Миссии, два человека погибли и 22 – получили травмы в результате подрыва на минах и других взрывоопасных боеприпасах. Девять таких инцидентов были зарегистрированы на территории, подконтрольной правительству, 15 – в районах, находящихся под контролем вооруженных групп. Среди пострадавших есть дети и женщины.
Право на физическую неприкосновенность
Сотрудники Миссии получали сообщения о том, что Служба безопасности Украины удерживает арестованных людей в неофициальных местах содержания под стражей, в том числе в гостиничных номерах, отказывая им в доступе к услугам адвокатов. «Я не могу сказать вам больше, в СБУ мне сказали: если я хочу остаться живым, лучше держать язык за зубами», – говорит один из задержанных.
На территории, подконтрольной вооруженным группам, в 2019-2020 годах было зарегистрировано шесть случаев незаконного задержания, содержания под стражей без права на связь с внешним миром, пыток и жестокого обращения.
Сотрудники Миссии также обеспокоены состоянием здоровья тех, кто находится в месте содержания под стражей «Изоляция» в Донецке: оттуда также поступают сообщения о пытках и жестоком обращении.
Выборы на востоке Украины и право голоса
В Миссии отмечают мирный характер первого тура местных выборов, прошедшего 25 октября в восточных областях Украины, но вместе с тем выражают сожаление в связи с решением Центризбиркома о невозможности проведения голосования в некоторых населенных пунктах. 26 человек пожаловались в Миссию на лишение права голоса.
«Мы чувствуем себя изгоями из-за отмены местных выборов на востоке Украины», – говорит один из местных жителей.
В период, предшествовавший выборам, эксперты Миссии отметили рост числа нападений на политических деятелей, в первую очередь – на представителей оппозиционных партий «Партия Шария» и «Оппозиционной платформы “За жизнь”», которые считаются пророссийскими. Злоумышленники не были привлечены к ответственности.
Перед выборами также наблюдался всплеск насилия против представителей ЛГБТИ-сообщества, сообщают в Миссии.
Свидетели Иеговы в Крыму
Эксперты Миссии заявляют, что российские власти продолжают предъявлять обвинения в экстремизме Свидетелям Иеговы на территории Крыма. В Севастополе провели несколько обысков у них в домах и задержали пять человек. Против четверых были возбуждены уголовные дела.
«ФСБ нужно было упрятать кого-то из Свидетелей Иеговы за решетку, чтобы надавить на всех Свидетелей Иеговы и показать им, к чему может привести соблюдение их веры», – говорит адвокат организации.
Двое членов организации были депортированы из Крыма в РФ, сообщается в отчете Миссии. Как подчеркивают правозащитники, практика депортации противоречит Статье 49 Четвертой Женевской конвенции.
♦