В очередной подборке интересных научных новостей недели:
Полигиния как идеал супружеских отношений бразильских лягушек
Полигиния, одна из форм полигамного брака, считается самой распространенной системой размножения в животном мире и присуща многим видам рыб, рептилий, птиц, млекопитающих и даже некоторым беспозвоночным.
И вот теперь, благодаря научным изысканиям группы специалистов во главе с зоологом Фабио де Са из Государственного университета Кампинас в штате Сан-Паулу (их работа опубликована в издании Science Advances), ряды многоженцев пополнили и амфибии, точнее, вид лягушек Thoropa taophora, живущих в тропических лесах Бразилии. Две самки живут с одним самцом.
Собственно, полигиния — это промежуточная стадия между полигамией (многобрачием), получившей распространение на заре эволюции, и моногамией, которая возникла позже в результате необходимости активного ухода обоих родителей за своим потомством (есть еще и полиандрия — многомужество).
Полигиния обычно возникает в результате недостатка ресурсов — воды, пищи или удобных мест для размножения, что ведет к обостренной борьбы самцов за право обладания самкой.
Обычно Thoropa taophora обитают в местах, где всего с избытком. Но де Са обнаружил группу лягушек на самом краю тропического леса, где была каменистая почва, мало водоемов с пресной водой, необходимых для размножения, и мало укрытий от солнца, необходимых для земноводных.
Как выяснилось, столь суровая, по меркам лягушек, среда, оказала прямое воздействие на их поведение.
Самцы бдительнее патрулировали границы своей территории и отгоняли соперников агрессивными криками, стараясь при этом не отходить далеко от своих кладок и головастиков.
Если самцы-нарушители границ игнорировали предупреждения, дело доходило до столкновений, в ход шли наскоки и удары лапами с целью опрокинуть соперника и обернуть его в бегство.
В этих условиях самцы спаривались лишь с двумя самками — доминантной и второстепенной. Причем во время спаривания самка на вторых ролях всегда находилась поблизости, но оставалась неподвижной, ожидая своей очереди.
Генетический анализ икры показал, что головастики неизменно имели одного отца, но разных матерей, а наличие головастиков разных размеров говорит о том, что отношения с самками были продолжительными.
Такие отношения, по словам исследователей, дают явные преимущества представителям обоих полов.
Самцам таким образом проще защищать дефицитную территорию, подходящую для размножения, а наличие более чем одного партнера способствует генной диверсификации.
Что касается самок, которые, казалось бы, оказываются в невыгодном положении, то и здесь есть плюсы. Как указывает де Са, «их преимущество в том, что лучше иметь качественного самца и удобное место для размножения, даже если его нужно делить с соперницей, нежели вообще не встретить самца или довольствоваться второсортным партнером».
Кстати, о женском соперничестве. Оно, конечно же, имеет место, и «любимая жена», она же доминантная самка, как в гареме, получает больше внимания, однако ученые пока не планируют исследовать проблему психологических травм, которые могут получать лягушки на вторых ролях.
Льды Гренландии грозят всемирным потопом
Когда в 982 году в Гренландии высадились норвежские викинги под руководством Эрика Рыжего, который из-за кровной мести был вынужден покинуть Исландию, они дали новой земле название — Зеленая земля. Считается, это было сделано с умыслом, чтобы привлечь в новую колонию побольше переселенцев. Но не исключено, что в те времена остров и в самом деле был покрыт растительностью.
Так или иначе, но с тех пор утекло много воды, вернее, растаяло столько льда, что даже если темпы глобального потепления замедлятся, Гренландия обещает вновь стать если не зеленым, но свободным ото льда островом.
Гренландский ледяной щит — второй по величине в мире после Антарктического. Он покрывает большую часть Гренландии и уходит в море через ледники, которые уже на протяжении десятилетий теряют свои объем. В последние годы этот процесс ускорился — на 14% больше, чем в период с 1985-го по 1999 год. Ледовый покров Гренландии ежегодно сокращается на 500 гигатонн (500 миллиардов тонн), и атмосферные осадки не успевают восполнять эти потери.
Чтобы лучше понять масштаб, представьте себе 3 млн тонн воды, ежедневно вливающейся в мировой океан, или шесть олимпийских бассейнов каждую секунду.
«Отступление ледников изменило динамику всего ледового покрова, переведя ее в режим постоянных потерь, — пишет в издании Nature Communications Earth & Environment один из авторов последнего исследования Иэн Хауэт из Университета Огайо. — Так что если климат не изменится или даже слегка похолодает, ледяной щит все равно продолжит терять массу».
Если весь ледяной панцирь Гренландии вдруг растает, уровень мирового океана поднимется на 7 метров. При этом подъем уровня уже на 2 метра способен сильно изменить береговую линию во всем мире и сделать непригодными к жизни территории, где пока что живут сотни миллионов человек.
Казалось бы, если ледяной покров сокращается быстрее, чем успевает прибавлять в весе за счет осадков, то конец Гренландского ледяного щита неизбежен. Однако физик-климатолог из Потсдамского университета Штеган Рамсторф полагает, что точку в этой истории ставить еще рано.
По его мнению, рано или поздно в результате отступления ледников ледяной щит будет отрезан от океана, теплые океанские воды перестанут его подтачивать. От щита перестанут откалываться айсберги, он останется только на суше, что положит начало новой динамике — с этого момента все будет зависеть от скорости таяния льда на суше и выпадения осадков. Именно это соотношение и определит будущее ледяного покрова.
Как открыть дверь по звуку ключа в замке
Чтобы взломать дверной замок, вовсе не обязательно иметь отмычку. Достаточно услышать звук ключа, входящего в замочную скважину, чтобы сделать его точную копию. К такому выводу пришла группа исследователей во главе с Саундарьей Рамешем из Национального университета Сингапура, занимавшихся вопросами безопасности жилищ и надежности замков.
Дело в том, что, проворачиваясь, ключ бороздками приподнимает штифты таким образом, чтобы они выстроились в одну линию и позволили механизму провернуться. При этом каждая бороздка, проезжая по штифтам, издает серию характерных щелчков.
Записав их с помощью обычного смартфона, исследователи применили разработанный ими специальный компьютерный алгоритм, позволивший преобразовать звук в физическую форму бороздок, а затем по получившимся лекалам было выточено несколько возможных вариантов ключей (система не настолько точна, чтобы с первого раза подобрать идеальный ключ).
Исследователи назвали свою систему SpiKey, и хотя, по их собственному признанию, иногда приходится делать до 15 вариантов ключей, прежде чем попадется подходящий, обычно дело ограничивается тремя копиями.
Правда, у этого метода есть и свои недостатки — ключ должен быть оригинальным и вставляться он должен медленно, чтобы все щелчки были хорошо различимы. Да и работает это только с кулачковыми замками, хотя они и считаются самыми распространенными.
К тому же процесс копирования ключа весьма трудоемок и требует специального оборудования и программного обеспечения, так что обычному вору, видимо, куда проще применить традиционные отмычки. И все же, как считают авторы исследования, они внесли свой вклад в дело защиты жилищ, указав специалистам на еще один аспект уязвимости — ну или подсказали технологически продвинутым ворам хорошую идею.
Как паразиты могут заменить рыбам язык
Когда доцент Университета Райса биолог Кори Эванс сделал этот рентгеновский снимок в рамках проекта по изучению рыб, обитающих на коралловых рифах, его привлек непонятный объект в голове новозеландской рыбы-губана (Odax cyanomelas).
Приглядевшись внимательнее, Эванс содрогнулся от осознания того, что наблюдает ракообразного паразита, который успел сожрать язык живой рыбы и пристроился на его место.
«Обычно понедельники выдаются скучными, но только не в этот раз», — пошутил доцент в «Твиттере», выложив там фото рыбьей головы, язык у которой заменил изопод-паразит.
Известно около 380 видов изоподов-паразитов, которые специализируются на пожирании языков у рыб, причем у каждого вида имеется своя «узкая специализация» — конкретный вид рыбы-хозяина.
Паразиты проникают в рот к рыбам через жабры и начинают поедать язык, выпуская при этом в кровь своей жертвы антикоагулянты, предотвращающие свертывание крови.
Сжимая основание языка семью парами ног, изопод добивается того, что приток крови к этому органу прекращается, язык атрофируется, после чего изопод фактически заменяет собой этот орган, продолжая питаться слизью рыбы.
На здоровье рыбы это практически не сказывается, такое сожительство может продолжаться годами.
Кстати, как отмечает Эванс, рыба-губан, у которой он обнаружил незваного гостя вместо языка, сама тот еще монстр.
«У губана в горле располагается второй набор челюстей, прямо как в фильме «Чужой», — поясняет ученый. — Губан может проглотить морскую улитку целиком, а потом расколоть ей раковину уже в горле второй челюстью».