В конце 2022 года Турция начала поставки кассетных боеприпасов для артиллерии, разработанные в США, написало американское издание Foreign Policyсо ссылкой на действующих и бывших американских и европейских чиновников.
«Это мощное, но противоречивое оружие для уничтожения российских танков и убийства военных на поле боя», — отмечают в издании.
Впрочем, посол Украины в Турции Василий Бондарь в комментарии турецкому информагентству «Анадолу» отрицал эту информацию и заявил, что она вредит украинско-турецким отношениям .
«Подобные утверждения готовятся специально, преследуют цель навредить украинско-турецким отношениям, а также формирование негативного международного имиджа Украины и Турции», — сказал «Анадолу» украинский дипломат.
Бондарь подчеркнул. , что международное право запрещает использовать такие боеприпасы, а Украина соблюдает международные нормы, в частности, при нападении со стороны России.
По словам украинского посла, утверждение Foreing Policy является лишь сплетнями, далекими от официальных источников.
«Эта новость создана как «психологическое оружие» с целью ущерба имиджу Турции», — считает он .
Что пишет Foreign Policy о кассетных боеприпасах
Foreign Policy утверждает, что кассетные боеприпасы начали поставлять после того, как украинский правительство несколько месяцев обращалось за помощью в США из-за нехватки боеприпасов.
По данным издания, Турция направила первые партии так называемых улучшенных обычных боеприпасов двойного назначения (DPICM) в ноябре 2022 года. Их изготовили во время Холодной войны по соглашению о совместном производстве из США.
Эти боеприпасы предназначены для уничтожения танков путем разрыва на меньшие суббоеприпасы, которые могут оставаться на поле боя годами, если они немедленно не разразятся. Каждая кассета разбрасывает примерно 88 бомб.
США не могут экспортировать DPICM, так как это запретов американским законодательством.
«Это шаг, относительно которого Турция пыталась хранить молчание в течение месяцев, также подчеркивает рискованную политику, которую Анкара проводила на протяжении всего конфликта: поддерживала Украину вооруженными беспилотниками Bayraktar TB2, которые помогли остановить наступление России на Киев, и играла роль дипломатического посредника для ООН», — пишет Foreign Policy.
Хотя Турция не распространяет информацию о количестве кассетных боеприпасов в своих запасах, базирующаяся в Анкаре корпорация Mechanical and Chemical Industry Corporation в прошлом изготовила артиллерийский снаряд повышенной дальности, по которому можно стрелять из 155-мм пушек боеприпасами DPICM.
Roketsan, еще один крупный турецкий производитель оружия, когда-то производил ракеты TRK-122 для 122-мм артиллерийских систем, также рассеивающих суббоеприпасы DPICM. В прошлом Словакия, Чили и США передали Турции кассетные боеприпасы.
Риск для Турции в этой ситуации заключается в ее предварительных обещаниях на международной арене.
В 2021 году турецкие дипломаты в письме, направленном президенту Конвенции по кассетным боеприпасам, международной организации со штаб-квартирой в Женеве, сообщили, что Турция не использовала, не производила, не импортировала и не передавала кассетные боеприпасы с 2005 года и не собирается это делать в будущем.
«Турция действительно разделяет гуманитарные соображения, которыми руководствуются усилия по ограничению неизбирательного использования оружия, включая кассетные боеприпасы», — написал тогда в письме Конвенции Садик Арслан, руководитель представительства Турции при организациях ООН в Женеве.
Впрочем, сторонники предоставления этих боеприпасов Украине могли аргументировать свою просьбу тем, что DPICM станут самым эффективным способом уничтожения российских траншей на открытой местности Донбасса, а также тем, что запасы фугасных артиллерийских снарядов для ВСУ в США уже иссякают.