Представим типичный вечер в пещере Холе-Фельс, близко 38 000 г. до н. На дворе – бесплодное пространство холодной степи – замерзший ландшафт с несколькими деревьями, за которыми караулят пещерные львы и медведи.
Но внутри разворачивается уютная домашняя сцена: группа охотников-собирателей отдыхает в огромном природном помещении – с потолком, как в соборе, высотой примерно 30 метров, освещенном мерцающим светом очага.
Женщина рассеянно ласкает маленькую статуэтку из слоновой кости, которая висит у нее на шее – ее самое ценное сокровище. Рядом кто-то стучится кремневым орудием. Воздух пронизывает хриплый, навязчивый звук флейты из грифовой кости и запах жареного мяса мамонта.
Это одна из сцен, которые могли там разворачиваться.
Приблизительно через 40 000 лет во время раскопок в этом месте – в известняковой пещере на территории современной юго-западной Германии – археологи обнаружили шесть загадочных фрагментов слоновой кости, захороненных под трехметровым слоем осадка.
Когда их склеили вместе, образовали фигурку – женщину высотой всего 6 см с кольцом наверху вместо головы – возможно, чтобы ее можно было носить как кулон.
Это — Венера из Холе-Фельс, и ее считают самым древним никогда не найденным изображением человека.
Это открытие 2008 года стало последним из сотен подобных — еще в 19 веке ученые начали находить. похожие фигурки Венеры. Они обычно безлики или даже безголовы, и часто имеют преувеличенные сексуальные черты – большую грудь и ягодицы, широкие бедра, четко очерченные вульвы и складки жира на животе.
Их находили по всей Европе и Азии, от предгорий Пиренеев до пустыни Центральной Сибири. Но, пожалуй, самое удивительное то, что подавляющее большинство этих произведений искусства — которых намного больше, чем любых других изображений людей каменного века, сохранившихся до нашего времени, — изображают именно женщин.
«Это впечатляет… 99% из них — женщины», — говорит Катарина Ребай-Солсбери, профессор предыстории человечества в Венском университете в Австрии.
Над загадкой этих фигурок Венеры ученые ломают голову уже полтора столетия.
Кто их сделал и зачем? Являются ли они миниатюрными богинями-матерями, олицетворением женской плодовитости? Или это были просто «палеолитические журнальные вырезки», первые объективированные женщины — как в прямом, так и в переносном смысле?
Интересная закономерность
Одну из древнейших фигурок Венеры нашли в долине Везер на юге Франции в 1864 году – регионе, известном как колыбель человечества из-за высокой плотности доисторических находок.
Ее нашел любознательный маркиз, устроивший собственные поиски сразу после профессиональных археологических раскопок.
Эта миниатюра непривычна тем, что она демонстрирует обнаженный торс молодой девушки. Считается, что ее создали представители магдаленской культуры, которая существовала примерно 11 000-17 000 лет назад.
Маркиз назвал ее Venus impudique, то есть «нескромной Венерой» — пожалуй, это был саркастический намек на «скромных Венер» классического искусства — статуи женщин, пытающихся скрыть свою наготу, хотя часто делают это не слишком тщательно.
Сегодня найдено более 200 фигурок Венеры, вылепленных из глины или вырезанных из широкого спектра материалов, в частности из слоновой кости, гагата, рога, кости и различных пород. В то время как некоторые из них грубы, только с намеком на женские формы, многие другие изготовлены с большим усердием и мастерством. Однако более полутора веков исследователей волновали не столько их различия, сколько сходство.
«Я считаю их увлекательными, потому что они очень распространены и между ними есть такой большой временной промежуток, — говорит Ребей-Солсбери. — Есть схожие фигурки с 17 000 до н.э. и 38 000 до н.э.» е. Как вообще возможно преодолеть такие невероятные промежутки времени?»
Это более чем в четыре раза больше, чем отделяет нас от древнего Египта. Такие интервалы поражают еще больше, если учесть, что культуры каменного века не имели доступа к современным способам передачи информации, например письмо.
Возьмем Венеру Виллендорфскую, которую нашли на берегу реки Дунай, на северо-востоке Австрии, в августе 1908 года. С висячей грудью, жиром на животе и большими ягодицами, ее интерпретировали как реалистичное изображение женщины с большим избыточным весом.
Хотя у нее нет ног и лица, удлиненные руки со стилизованными тремя пальцами лежат на ее груди, а голова покрыта, как считают некоторые эксперты, хитроумно сплетенной шляпой.
Когда ее нашли, она была покрыта красной охрой, доисторическим пигментом, который придавал ее коже терракотовый оттенок, хотя его случайно стерли из-за чрезмерной чистки фигурки.