В Иране на президентских выборах победил реформист Масуд Пезешкиан

Во втором туре президентских выборов в Иране победил реформист Масуд Пезешкиан.

Пезешки миллиона голосов, его соперник – Саид Джалили – более 13,5 миллионов.

Пезешкиан пообещал «наладить контакты с Западом и ослабить действие закона об обязательном ношении хиджаба». Он также поддерживает принципы Исламской республики и в ходе предвыборной кампании заявлял, что будет придерживаться политики верховного лидера аятоллы Али Хаменеи.

Пезешкиан является членом парламента с 2008 года и занимал должность вицеспикера с 2016 по 2020 год. реформисты имели большинство в законодательном органе.

Выборы, вызванные гибелью Эбрагима Раиси в авиакатастрофе в прошлом месяце, свелись к выбору между законодателем-реформистом Масудом Пезешкианом и бывшим жестким переговорщиком по ядерной программе Саидом Джалили. Это происходит в то время, когда иранцы борются с нехваткой свобод, понижением уровня жизни и упадком экономики. Джалили является личным представителем верховного лидера аятоллы Али Хаменеи в Высшем совете национальной безопасности (ВСНБ). Он был секретарем СНБ с 2007 по 2013 год, в течение этого времени он возглавлял иранскую делегацию на переговорах с Западом по закончившейся неудачей ядерной программе Тегерана. Он представляет жесткую часть консервативного лагеря и никогда не занимал выборные должности.

Пезешкиан является членом парламента с 2008 года и занимал должность вицеспикера с 2016 по 2020 год, когда умеренные и реформисты имели большинство в законодательном органе. Он подвергал сомнению иранские методы принуждения к ношению хиджаба или исламского платка, и высказывался в пользу переговоров с Западом. Но он также поддерживает принципы Исламской республики и говорит, что будет придерживаться политики Хаменеи, если его изберут.

В первом туре голосования явка избирателей была рекордно низкой – 39,9%, несмотря на призывы Хаменеи к высокой явке избирателей чтобы создать образ сильного Ирана, где народ поддерживает политический истеблишмент. Исламская республика долгое время утверждала, что ее легитимность основывается на высокой явке избирателей, но низкое участие в недавних выборах и протесты подвергли сомнению легитимность нынешнего руководства. Пезешкиан завершил первый тур с 10,5 миллионов голосов, что превышает 9,5 миллионов голосов Джалили. Но он также извлек выгоду от раскола консервативных голосов: 3,4 миллиона голосов получил спикер парламента Мохаммад Бакер Калибаф, с тех пор поддержавший Джалили. Однако нет никаких гарантий, что все голоса Калибафа перейдут к Джалили, поскольку они представляют очень разные группы в очень фракционированном консервативном лагере. Кампания Пезешкиан пыталась увеличить явку избирателей, убеждая людей, бойкотировавших первый тур, проголосовать во втором туре. Его сторонники пытались подчеркнуть опасность прихода к власти такой жесткой фигуры, как Джалили, утверждая, что его администрация будет вводить репрессивную политику и еще больше будет изолировать Иран. Поклонники Джалили изображают Пезешкиана как человека, который мягко относится к Западу и сделает прогресс Ирана зависимым от добрых отношений с западными странами.