Десятки священников Русской православной церкви подписали письмо в защиту фигурантов «московского дела». Они считают несправедливыми присужденные тюремные сроки и требуют их отмены. Представитель РПЦ не согласился с ними и дал советы, как нужно вести себя.
Подписи под письмом поставили 52 клирика и настоятеля храмов, сбор подписей продолжается в социальных сетях. От имени руководства РПЦ в публичный спор с ними вступил замглавы отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.
Подписавшие письмо клирики просят пересмотреть приговоры, по которым участники акций протеста в Москве получили реальные сроки лишения свободы. Они считают, что так они исполняют «пастырский долг печалования» — ходатайства об осужденных.
«Церковь имеет право печалования и активно им пользуется, в том числе непублично», — возражает Кипшидзе. Но в данном случае, по его мнению, это неуместно, поскольку попытка защитить права осужденных «превратилась в политическую декларацию».
Как быть с судьями?
Священники обращаются с увещеванием к судьям и сотрудникам силовых структур: «Многие из вас крещены в православной Церкви и считают себя верующими людьми. Судебные разбирательства не должны носить репрессивный характер, суды не могут быть использованы как средство подавления несогласных, применение силы не должно осуществляться с неоправданной жестокостью».
Представитель РПЦ возражает: бесполезно апеллировать к судьям, которые не получили духовное воспитание.
«Пастырь призван воспитать неподкупного и верного правосудию судью, честного правоохранителя и адвоката, и эти люди, действуя каждый на своем месте по вере и совести, изменят, насколько это возможно, мир к лучшему. А подписывать декларации, в которых странным образом перемешана политическая риторика и священные тексты, — это легкий, но бесполезный путь», — считает он.
Почему других судят не так строго?
Священники выражают недоумение суровостью приговоров фигурантам «московского дела» в сравнении с другими, «гораздо более мягкими приговорами, которые вынесли российские суды обвиняемым в более тяжелых преступлениях».
«В России, как и в любой стране, в том числе и в тех государствах, в которых живут подписавшие данное заявление священники, есть несправедливо осужденные, — отвечает Кипшидзе. — Но когда из них всех выбирается несколько подсудимых, наиболее известных по СМИ, это политика, а не печалование».
Какие именно государства имел в виду Кипшидзе, неясно. Среди подписантов есть протоиерей Леонид Грилихес, клирик храма-памятника св. Иова Многострадального (Брюссель), протоиерей Дионисий Поздняев, настоятель прихода свв. Апостолов Петра и Павла (Гонконг), Иеромонах Феодорит (Сеньчуков), клирик Могилев-Подольской епархии Украинской православной церкив Московского патриархата.
«Известные предпочтения»
Ряд положений письма сформирован политической повесткой светских и православных СМИ, которые придерживаются «известных предпочтений», цитирует представителя РПЦ агентство Интерфакс.
Письмо было опубликовано издание «Правмир» и «Новой газетой». В июле этого года синодальный отдел РПЦ призвал руководство «Правмира» пересмотреть редакционную политику.
«В отдел поступают регулярные жалобы от верующих людей на деятельность портала «Правмир», задаются вопросы о том, насколько его содержание соответствует учению православной Церкви», — говорил тогда Кипшидзе.
Поищите адвокатов
Авторы письма выражают надежду, что с фигурантов «московского дела» снимут обвинения и те окажутся на свободе в ближайшее время.
«Мне кажется, что намного разумнее этим небезразличным священникам было бы собрать средства на знающего адвоката, который мог бы, действительно, помочь», — дает совет Кипшидзе.
«Да, эти священники чувствуют общественный запрос на справедливость и попытались его удовлетворить как смогли, — допускает при этом представитель РПЦ. — Однако им должно быть известно, что политическими декларациями можно только попробовать бороться с властью, а не преображать мир на началах истины Христовой».
А священники пишут, что вынесенные участникам протестов приговоры в большей степени похожи на запугивание граждан России, чем на справедливый суд, и цитируют апостола Павла: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе».
«На запугивании нельзя построить общество свободных, любящих друг друга людей, — пишут они. — Мы призываем всех к усиленной молитве о заключенных и о тех людях, в руках которых оказалась их судьба, о России, ее властях, воинстве и народе».