Ужас неопределенности: что думают о подвисшем ЕГЭ учителя и школьники

ЕГЭ в России откладывается из-за коронавируса. Чиновники спорят, когда его лучше провести. Большинство опрошенных Би-би-си школьников и учителей хотят, чтобы единый госэкзамен все же провели пораньше — так будет «меньше нервотрепки». Прежде всего их пугает неопределенность.

Министерство просвещения России на прошлой неделе, 13 мая, уже второй раз объявило о переносе сроков сдачи ЕГЭ. Новую дату начала единого государственного экзамена в министерстве пообещали назвать в ближайшие дни.

Министерство образования и науки вместе с союзом ректоров просит провести ЕГЭ скорее, чтобы до сентября абитуриенты успели поступить в вузы. Ведомство допускает его проведение в онлайн-формате, в министерстве просвещения против этого.

Рособрнадзор, подведомственный министерству просвещения, советует не спешить с экзаменами. Руководитель этой федеральной службы Анзор Мусаев предложил провести ЕГЭ с 4-го по 25-е или даже с 11 по 31 августа, сообщал ТАСС. Идею онлайн-экзамена в ведомстве считают плохой — из-за недостатка компьютеров у школьников и невозможности контролировать честность учеников.

Глава министерства здравоохранения России Михаил Мурашко 8 мая заявил, что экзамен безопасно будет проводить только в августе-сентябре. А первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин (КПРФ) просил премьера Михаила Мишустина и вовсе отменить ЕГЭ (коммунисты давно выступают против единого госэкзамена).

«Неясность ситуации губит остатки уверенности в себе»

Опрошенные Би-би-си учителя сходятся в том, что ЕГЭ, по их мнению, нужно провести поскорее.

«Июль — крайний срок, когда должны быть сданы экзамены, чтобы потом было время отдохнуть», — сказал Би-би-си учитель истории из Нижегородской области и член совета профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков. Он убежден, что для школьников тяжело до августа включительно готовиться к экзаменам, затем сразу сдать их, и, без перерыва на каникулы, пойти учиться в вуз.

Нервотрепку» для детей и родителей лучше прекратить как можно раньше, согласен председатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. Ведь из-за таких сроков учителя также окажутся вымотаны, считает он.

«Многие учителя работают на ЕГЭ, — рассказал Би-би-си Луховицкий. — Это тяжелая нервная работа, связанная с большим риском. Ситуация, когда ЕГЭ проводится в августе-сентябре, означает, что учителя после этой дико напряженной работы вынуждены будут сразу выходить на работу в школу».

«Нельзя быть на пике формы долго — это знают все, кто занимается спортом», — проводит аналогию Юрий Подкопаев, замдиректора по организации образовательной среды в «Новой школе» в Москве. Его одиннадцатиклассники перестали прогрессировать в учебе в карантин.

«Неясность ситуации губит остатки уверенности в себе и интеллектуальной активности, — рассуждает Подкопаев. — Добавим к этому замкнутое пространство, семейные ситуации, а не дай бог, у ребенка кто-то болеет или умер. Единицы могут собраться в этот момент и на зубах вытягивать учебу». Он также выступает за скорейшее проведение экзаменов.

У учителя информатики в деревне Воронежской области Владислава Акульшина противоположное мнение: чем позже проведут ЕГЭ, тем меньше рисков заразиться коронавирусом.

«Мы стоим перед выбором: либо заразится много людей, либо мы своим комфортом немного поступимся», — говорит он.

Луховицкий возражает: школьники все равно не досидят дома до августа, поскольку режим самоизоляции в России летом явно закончится: «А если изоляции не будет, дети все равно будут ходить, гулять, общаться, ездить к репетиторам».

Карантин и ЕГЭ: как готовиться

В этом году победителей Всероссийской олимпиады — она позволяет поступить в вуз без экзаменов — больше обычного. Олимпиаду остановили из-за эпидемии, а всех, кто дошел до финала, приравняли к победителям.

Из-за этого сильно снизились шансы на поступление остальных абитуриентов, замечает Подкопаев: «Даже если ученик успешно сдаст ЕГЭ, все места в лучших вузах будут заняты».

Поэтому учащиеся и учителя замечают, что освободившиеся до ЕГЭ время надо использовать по максимуму.

Одиннадцатиклассник из Малоярославца Дмитрий Беляк надеется, что, если ЕГЭ перенесут на август, учителя помогут ему не забыть материал и будут проводить дополнительные занятия хотя бы два раза в неделю: «Иначе какой ученик будет летом сидеть за учебниками?»

2722db4d2cfae1a93ad53f67d1951a9b

Учительница обществознания в его школе Рената Давлетова собирается заниматься с выпускниками весь июнь.

«Если бы я была ребенком, я бы решила: о, классно, у меня есть еще месяц! И не стала бы ничего повторять. Поэтому я решила, что буду с ними заниматься — естественно, по их желанию», — говорит она.

Поскольку даты ЕГЭ еще неизвестны, в школе сказали, что в случае чего вызовут учителей из отпусков обратно. Давлетова приехала в Калужскую область по программе «Учитель для России», ей хочется летом съездить в родной Петербург, но, возможно, придется оттуда срочно возвращаться.

Из-за аврального введения дистанционного обучения учителя и так в стрессе и в растерянности, разъясняет глава профсоюза «Учитель» Луховицкий. «Нам в профсоюз массово пишут люди: а что у нас с отпуском, а как у нас будет проходить июнь и июль, а неужели и в сентябре будет дистанционное образование? — рассказывает он. — Эта мысль всех приводит в ужас. Сейчас надо поскорее дать всем возможность выдохнуть».

«За» и «против» онлайн-ЕГЭ

Главное препятствие для проведения онлайн-ЕГЭ — ученики могут все списать.

Учитель информатики Акульшин уверен: власти не решатся на онлайн-ЕГЭ, поскольку не успеют создать надежную онлайн-платформу с защитой от списывания. «У нас и к очному формату нет доверия, потому что списывают», — замечает он.

“И на очном ЕГЭ, если человек захочет, он пронесет шпаргалку”, — парирует одиннадцатиклассница Василиса Малова из села в Калужской области. Она выступает за онлайн-экзамены, потому что иначе в селах не избежать скученности детей: «У нас в районе не так много школ, тем более таких, которые оборудованы камерами, металлоискателями, чтобы проводить ЕГЭ».

«Почему-то органы власти не доверяют учителям — нас постоянно проверяют, мониторят, думают, что нам лишь бы ничего реального не делать. И то же касается детей, — возмущается учитель истории Казаков. — Считается, что у нас такой народ, все подлецы и обязательно все спишут. В этой ситуации, когда мы столкнулись с такой серьезной проблемой, нужно доверять друг другу».

Но даже школьники друг другу особо не доверяют. Александра Круглова из города Покров Владимирской области — олимпиадница, идет на медаль и собирается поступать в столичные вузы. Сдавать ЕГЭ в режиме онлайн ей было бы «неприятненько».

«Мы все родились с компьютерами в руках, от этого способность списывать увеличивается. Человек, который идет на медаль, не будет списывать, а напишет действительно хорошо — а будут дети, которые ничего не делали и вовремя успели списать», — считает Круглова.

Она надеется, что ЕГЭ отменят, а в вузы будут принимать по оценкам в аттестате — тогда, по ее мнению, те, кто все эти годы в школе действительно старался, получат преимущество.

А может вовсе отменить?

Школьники разошлись во мнениях на счет того, можно ли ЕГЭ и вовсе отменить.

«Недавно в сети была новость, дескать, ЕГЭ отменяют. Знакомая звонит мне и начинает рыдать в трубку: зачем я тогда готовилась!» — рассказывает школьник Никита Тютиков. Он еще в 10-м классе, но к ЕГЭ уже готовится.

Если ЕГЭ отменят, окажется, все было зря, сокрушается Тютиков. «Это время, силы и деньги, выкинутые в никуда, — говорит он. — Многие школьники готовятся с репетиторами, люди последние деньги тратят, чтобы помочь детям поступить».

А вот другой школьник, 11-классник и основатель профсоюза «Ученик» Леонид Шайдуров, за отмену единых госэкзаменов. «Тут альтернатива — либо рисковать здоровьем ради министерства просвещения, либо перенести экзамен на то время, когда пандемия уменьшится», — считает он. Шайдуров за то, чтобы в вузы принимали по своим конкурсам, как до введения единого госэкзамена.

«Менять правила поступления в текущей ситуации — это преступление, — возражает Подкопаев из «Новой школы». — Никакие вузы так быстро не придумают справедливые вступительные испытания. Здесь будет большое количество ошибок и спешки».

В 11-м классе ученики перестают обращать внимание на школьные оценки и забрасывают учебу по тем предметам, по которым не планируют сдавать ЕГЭ, говорит Луховицкий. Внезапно сделать решающим фактором именно школьные оценки, а не баллы ЕГЭ, — «значит глобально испортить жизнь выпускникам», предупреждает он.

b02ed9528de26287c05fd4d439a65de6

«Как на пороховой бочке»

Разные прогнозы по дате и форме проведения ЕГЭ от различных ведомств сбивает учеников и учителей с толку. «Больше всего раздражает именно боязнь представителей власти хоть что-нибудь определенно сказать», — говорит Луховицкий.

Не ясна и ситуация с призывом в армию. 9 апреля глава Генштаба Валерий Герасимов сказал, что весенний призыв одиннадцатиклассникам не грозит — им дадут сдать ЕГЭ и поступить в вуз. Но теперь, когда ЕГЭ, возможно, сдвинется на август, выпускникам, возможно, будет угрожать осенний призыв.

Одиннадцатиклассник Дмитрий из Малоярославца рассказывает, что его другу в военкомате дали отсрочку до октября. Ему самому 18 исполнится в июле — так что в осенний призыв он может попасть.

«Непонятно, что будет. Если в других странах более-менее информируют население, то у нас такого нет», — жалуется он.

«13 мая ряд руководителей разных ведомств выступили с противоречивыми данными. Это самое плохое, что могло произойти, — говорит Подкопаев из «Новой школы». — Бессилие и бессмысленность происходящего рождают панику и отчаяние, которых надо было бы избежать».

Подкопаев ждет от чиновников если не окончательного решения, то хотя бы ответа на вопрос, какой должна быть эпидемиологическая обстановка, чтобы ЕГЭ разрешили сдавать очно.

В «Новой школе» опросили одиннадцатиклассников, что их тревожит больше всего. Большинство, 76%, респондентов, назвали неопределенность, 50% — личные проблемы, отсутствие общения с друзьями, 40% — размышления о будущем.

Круглова из Покрова собирается поступать в медицинский вуз и сейчас чувствует себя «как на пороховой бочке». «Самое тяжелое — я не знаю, что будет дальше, — сетует она. — У меня самый тяжелый период — переход во взрослую жизнь, от поступления зависит вся моя жизнь, и она начинается с вот таких неурядиц. Это ужас».

Подача документов в вузы в этом году будет проходить исключительно онлайн, через портал госуслуг. Это тоже заставляет Александру нервничать. Со времени перехода школ на дистанционное обучение она насмотрелась на уроках, как работают онлайн-сервисы.