Межпланетный аппарат Perseverance («Настойчивость») американского Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) совершил успешную посадку на Марсе в четверг, 18 февраля, около 21.56 по центральноевропейскому времени (полночь по Москве).
Самый большой и наиболее технически сложный зонд из всех, которые NASA когда-либо отправляло на Марс, стал девятым космическим аппаратом, опустившимся на поверхность Красной планеты. Впервые в истории вместе с ним отправили специально разработанный марсианский вертолет.
Космический зонд вошел в верхние слои атмосферы примерно в 21.49 (время — центральноевропейское) на скорости более 20 000 км/ч. Спустя несколько минут парашют и включившиеся тормозные двигатели замедлили аппарат примерно до 3 км/ч. Затем включилась технология «Небесный кран» (Sky Crane), спустившая «Персеверанс» на нейлоновых тросах на поверхность планеты.
Марсоход Perseverance и первый в мире марсианский вертолет Ingenuity
Как и планировалось, марсоход «Настойчивость» совершил посадку у кратера Езеро в регионе под названием равнина Исиды. Эту местность часто посещают американские зонды, в том числе и марсоход «Кьюриозити», который до сих пор активен, однако сейчас отдалился от равнины на 3700 км — к кратеру Гейла.
Важнейшие миссии: поиски жизни и запуск марсианского вертолета
В рамках миссии NASA «Марс 2020» «Настойчивость» будет искать воду и признаки жизни под поверхностью планеты. Зонд также будет собирать камни и образцы почвы и помещать их в контейнеры, которые, как планируется, будут доставлены на Землю в течение следующих 10 лет.
Зонд NASA за несколько минут до входа в марсианскую атмосферу
Также на Марс прибыл специально сконструированный вертолет Ingenuity («Изобретательность»), прикрепленный к корпусу зонда. Это экспериментальное устройство NASA хочет использовать, чтобы изучить возможности взлета и посадки в условиях марсианской атмосферы. Важность эксперимента заключается в том, что атмосфера на Марсе гораздо более разрежена, чем на Земле, и это может влиять на требуемые для полета уровень мощности и подъемную силу, а также на скорость вращения вертолетных лопастей.
Насколько успешным будет такой полет, сейчас почти не имеет значения: что бы ни случилось, впервые одна из космических держав испытает полет «в другом мире», как выразились в Американском космическом агентстве. Однако такие испытательные полеты могут проложить путь к будущим миссиям — уже с астронавтами, которые смогут отправиться на Марс и вернуться. Даже если подобные миссии станут возможны лишь спустя много лет.
Марсианские миссии ОАЭ и Китая
В июле 2020 года сразу три страны отправили к Марсу межпланетные космические зонды: помимо американцев это сделали Объединенные Арабские Эмираты и Китай. Однако, в отличие от американской, миссии ОАЭ и Китая нацелены на работу на орбите Красной планеты, хотя китайская «Тяньвэнь-1» тоже попытается сесть на Марс этой весной.
Новая миссия NASA может стать первым шагом к отправке людей на Марс.
В марсианской миссии ОАЭ задействован спутник «Надежда» (Al-Amal, Hope). Он первым из трех зондов вышел на орбиту планеты 9 февраля 2021 года. Спутник будет два года проводить испытания на различных высотах. Его цель — предоставить мировому научному сообществу первое полное описание марсианской атмосферы.
10 февраля 2021 года на орбиту Марса вышел и китайский аппарат «Тяньвэнь-1», который тоже будет изучать марсианскую атмосферу. Спустя три месяца он должен будет совершить посадку на поверхности Марса и, таким образом, стать первым китайским марсоходом в истории. Как и американский Perseverance, китайский зонд будет искать признаки жизни и необходимую для нее воду под поверхностью планеты.
Космическая гонка с Китаем
Некоторые страны и организации выразили интерес к сотрудничеству с Китаем в рамках его исследовательских космических программ. Так, в начале февраля в российской госкорпорации «Роскосмос» заявили, что обсуждают с Пекином создание совместной лунной станции.
Запуск миссии «Тяньвэнь-1» на Марс в Китае, 23 июля 2020 года
Амбициозные планы КНР вызывают опасения в кругах экспертов, говорящих о новой космической гонке, в которой Китай может стать главным конкурентом для космических держав. Прежде всего — для США и Европы, сотрудничающих в рамках новой лунной программы «Артемида», которая предусматривает размещение баз на поверхности Луны и на ее орбите.
Россия в начале февраля отказалась от участия в этой программе. У России «есть своя лунная программа, она «весит» раз в десять дешевле американской, но даст не менее важные результаты для наших ученых», написал тогда в своем Telegram-канале глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин.