Дефолт Украины: когда ждать и чем он опасен для мира

«У Украины есть месяц, чтобы избежать дефолта» , — такой заголовок статьи в уважаемом британском бизнесовом издании Economist вызвал новую волну панических обсуждений двух слов, которые страшны для украинцев – «дефолт» и «девальвация».

Действительно ли за месяц в Украине ожидает дефолт? Что это значит? И упадет ли от него гривна?

Почему сейчас снова заговорили о дефолте

Два года назад, в августе 2022, кредиторы Украины согласились, чтобы ее долги реструктуризировали, в частности, заморозили и выплаты за еврооблигациями.

Как пишет британский Economist, если бы не реструктуризация, расходы на обслуживание долга были бы второй по размерам статьей расходов Украины – после обороны.

Но Украина получила всего два года отсрочки, потому что в августе 2022 года обе стороны — и Украина, и ее кредиторы — считали, что война не будет длиться долго, и что в 2024 году Киев уже сможет вернуться к обслуживанию своих долгов.

«Тогда была идея, что война закончится, и через два года все станет ясно, сядем и переговорим. Но два года прошло, и ничего не ясно», — пояснил в интервью NV финансовый банкир Сергей Фурса .

Но, то, что война не завершится быстро, что Украина еще долго не сможет рассчитываться по своим долгам и что нужная новая реструктуризация стало понятно уже в начале 2023, отмечает руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий.

МВФ даже включил это в новую программу сотрудничества с Украиной на 15 млрд долларов, утвержденную в марте 2023 года, а впоследствии стал активно лоббировать новую отсрочку для Украины.

«Украина намерена платить за тем графиком, согласованным два года назад, не имеет. МВФ позволяет не придерживаться этого графика, и МВФ благословил Украину на новые переговоры с кредиторами о новом графике платежей», — объясняет Паращ.

Эти переговоры, говорит финансовый. аналитик, идут вокруг уменьшения ставки купона украинских еврооблигаций, переноса сроков погашения всех облигаций и частичного списания долга. В прошлую пятницу МВФ обнародовал обновленный меморандум после очередного пересмотра программы сотрудничества с Украиной. В нем, утверждает Паращ, фактически есть все параметры возможного соглашения с кредиторами: «сторонам нужно сделать очень простые арифметические упражнения и проверить, соответствуют ли им условия критериям постоянства долга, как его видит МВФ в своих прогнозах».

При этом, как отмечает Сергей Фурса, МВФ сейчас является самым жестким участником переговоров, а Украина скорее находится под его «зонтиком».

«Патронаж» МВФ над соглашением с кредиторами важен, потому что фонд также занимается и общим пакетом финансовой помощи от международных партнеров Украины более чем на 100 млрд долларов.

«Эта сумма уже включала примерно 15 млрд уступок от частных кредиторов. Они сказали – мы вас благословляем, только пойдите и возьмите у них эти 15 млрд в виде отсрочок от платежей, которые вы должны делать, но, даст Бог, не сделаете», — объясняет Александр Паращий.

О каких долгах идет речь и почему не удается договориться

Суверенные кредиторы, то есть отдельные страны под «патронатом» МВФ уже давно, еще в конце 2023 года, согласились на отсрочку для Украины. Но с частными кредиторами – преимущественно инвестиционными, а также пенсионными фондами, страховыми компаниями из Британии, США, Франции – переговоры продолжаются.

В июне Украина сделала свое предложение: снизить стоимость долга до 60%. Это означает, что с каждого инвестированного доллара инвесторы смогли бы получить только 60 центов. Кредиторы ответили, что скидка в 20% была бы для них более приемлемой.

«Это как Путин говорит, что для мира вы должны отдать Запорожье, которое он даже не контролирует полностью», — говорит Фурса. Как на любых других переговорах, стороны сначала объявляют максимальные позиции, а договариваются где-то посередине, считает финансовый эксперт.

Сумма долга не заоблачно велика – в общей сложности чуть более 20 млрд долларов. Но учитывая тотальную нехватку средств, ее выплата для Украины не реалистична.

Все доходы, продуцируемые украинской экономикой, сейчас идут на армию и безопасность. Финансовая помощь от международных партнеров – ЕС, США, других стран и международных организаций, как МВФ – идет на покрытие невоенных расходов украинского бюджета.

В начале этого года ЕС одобрил предоставление Украине помощи на 50 млрд евро, еще около 8 млрд долларов должно поступить от США (из общего вспомогательного пакета в 61 млрд долларов, одобренного американским Конгрессом этой весной после длительного промедления). Но даже при этих обстоятельствах министр финансов Украины Сергей Марченко считает, что в следующем году в украинском бюджете будет не хватать около 12 млрд долларов.