Умер Юрий Бондарев — один из самых известных и увенчанных лаврами советских писателей. 15 марта ему исполнилось 96 лет.
Жизнь Юрия Бондарева началась с фронта, который он прошел командиром артиллерийского орудия. Все его основные произведения — о войне, либо о послевоенной жизни ее участников, в которой война оставила неизгладимый след.
Летом 41-го московский старшеклассник рыл окопы под Смоленском. Через год, окончив школу, был призван в армию и направлен в офицерское училище. Прозанимался три месяца по сокращенной программе военного времени и попал под Сталинград.
Он, конечно, в первую очередь военный писатель — когда пишет войну, сразу становится огромен, будто бы выше себя. Романы о мирной, послевоенной жизни чуть, что ли, водянистейЗахар Прилепин, писатель
В Котельниковском сражении в середине декабря 1942 года, когда группировке Эриха Манштейна оставалось всего 35 километров до соединения с окруженной армией Паулюса, лейтенант Бондарев был ранен и контужен. Впоследствии он опишет этот драматический момент войны в своей, пожалуй, самой известной книге «Горячий снег».
Участвовал в форсировании Днепра, воевал на Украине и в Польше, снова был ранен.
Хотел сделаться профессиональным военным, проучился год в артиллерийском училище, но не прошел очередной медкомиссии и тогда поступил в Литературный институт имени Горького. Руководителем его семинара был Константин Паустовский.
«Лейтенантская проза»
В 60-80-х годах прошлого века советская литература делилась на «городскую», «деревенскую» и «лейтенантскую». Последняя, как легко догадаться, повествовала о войне.
«Лейтенантская проза» во многом стала моментом правды в литературеИгорь Дедков, критик
Ее корифеи — Василь Быков, Борис Васильев, Григорий Бакланов, Юрий Бондарев, Константин Воробьев, Вячеслав Кондратьев, Виктор Курочкин — были людьми примерно одного возраста и схожих судеб: молодые интеллигенты, попавшие на фронт младшими командирами прямо со школьной или студенческой скамьи.
Война совпала для них с взрослением и навсегда осталась главным событием и впечатлением жизни.
Их предтечами в литературе были Лев Толстой с «Севастопольскими рассказами» и старший коллега Виктор Некрасов с опубликованной в 1946 году повестью «В окопах Сталинграда». Но в целом, стоящих книг о войне в первые годы после нее выходило мало.
Расцвет советской военной прозы начался во второй половине 1950-х годов, когда политическая обстановка позволила рассказывать, если не всю, то весомую часть правды, а «лейтенанты» сформировались как личности и осмыслили пережитое.
Мне непонятны снисходительно-барственные суждения некоторых критиков о «взгляде из солдатского окопа»Юрий Бондарев
Их повести и романы отличали простота формы, отсутствие патетики, высоких слов и красивостей, жесткий натурализм и внимание к бытовым деталям. Нехорошие люди встречаются и по нашу сторону фронта, сюжет часто строится вокруг конфликта между своими.
Эстеты говорили, что «лейтенантская проза» — просто воспоминания. Партийные критики упрекали за «дегероизацию подвига» и чрезмерное, по их мнению, внимание к мрачным и неприглядным сторонам войны. Возникло выражение «окопная правда», которую противопоставляли некой «масштабной правде».
Лауреат, делегат, депутат
Юрий Бондарев дебютировал в литературе в 1953 году, но прославился спустя четыре года романом «Батальоны просят огня». Всего, с 1957-го по 2004 год, он создал 14 романов и повестей, шесть из которых были экранизированы. Сценарии к фильмам «Батальоны просят огня» и «Горячий снег» написал сам.
В «оттепельной» дилогии «Тишина» и «Двое» отдал дань теме сталинских репрессий.
Никита Хрущев, Леонид Брежнев и Фидель Кастро на охоте в Подмосковье. В первом ряду слева Юрий Бондарев (1964 год)
В 1972 году получил Ленинскую премию за сценарий прославившейся грандиозными батальными сценами киноэпопеи «Освобождение». Чтобы не касаться тяжелого начального периода войны, создатели 5-серийного фильма начали сразу с Курской битвы.
В 1975 и 1981 годах Бондарев опубликовал большие философские романы «Берег» и «Выбор». Некоторые критики и читатели усмотрели в них замах на новую «Войну и мир». Герои, в которых просматривается альтер эго автора, вспоминают войну, размышляют о смысле жизни, обсуждают политические и нравственные вопросы с иностранцами и соотечественниками.
Произведения Бондарева издавались огромными тиражами. К своему 60-летию в 1984 году писатель получил звезду Героя социалистического труда. Он занимал руководящие посты в Союзе писателей, был депутатом Верховного Совета РСФСР и делегатом нескольких съездов партии.
Политическая позиция
В отличие от писателей-фронтовиков Василя Быкова, Григория Бакланова и Виктора Астафьева, Юрий Бондарев не принял перемен в стране и остался верен советским ценностям. Свои взгляды он широко декларировал.
В 1988 году наделало много шума выступление Бондарева на XIX Всесоюзной партконференции, в котором он сравнил перестройку с самолетом, который летит и не знает, где сядет. Столь резко критиковать линию генерального секретаря было еще не принято.
В июне 1990 года после создания стоявшей на ортодоксальных позициях Компартии РСФСР он вошел в ее ЦК. В том же году покинул редколлегию журнала «Наш современник» в знак протеста против публикации в нем романа Александра Солженицына «Октябрь Шестнадцатого». В июле 91-го подписал «Слово к народу», известное как «духовный манифест ГКЧП».
Наша свобода — это свобода плевка в святое, неприкосновенное, чистоеЮрий Бондарев
В 1991-2013 годах Бондарев возглавлял консервативно-почвеннический Союз писателей России. В январе 92-го он во главе группы литераторов публично сжег чучело олицетворявшего в их глазах «разрушителей» Евгения Евтушенко.
В марте 1994 года Юрий Бондарев отказался принять орден Дружбы народов, которым его наградил Борис Ельцин. В 2003-м выпустил хвалебное предисловие к воспоминаниям участника августовского путча генерала Варенникова. 6 марта 2014 года подписал обращение в поддержку действий Владимира Путина в отношении Украины и Крыма. В одном из последних интервью, данном в мае 2018 года изданию «Аргументы и факты», высказался за переименование Волгограда в Сталинград.