Москва, 24 марта — «Вести.Экономика»
На форуме Vestifinance министр транспорта Максим Соколов рассказал о перспективах отрасли. По его словам, не стоит бояться дронов и машин с автопилотом. Напротив, именно эти системы будут ежегодно спасать тысячи человеческих жизней. Они соображают быстрее человека, не устают, учитывают огромный спектр факторов и иногда находят такие решения, которые мы бы не отыскали никогда. И началось это все еще с запуска советского шаттла «Буран».
Максим Соколов — не единственный эксперт форума Vestifinance, рассказавший о технологиях будущего, но, что приятно, его взгляд преисполнен оптимизма. Было бы достаточно тяжело слушать о туманных перспективах транспортной отрасли, и к счастью, у человека, который в нашей стране за эту отрасль отвечает, есть четкое представление о ее развитии.
Более того, он уверен, что будущее в определенном смысле уже наступило, осталось лишь отполировать ряд технологий, чтобы насладиться им в полной мере.
Министр рассказал о том, как внедряются интеллектуальные системы, работающие в рамках транспортной «big data», то есть, участвующие в сортировке и трактовке больших объемов данных. Это и видеонаблюдение, и метеомониторинг, и, в ближайшем будущем — совершенно новые направления бизнеса, основанные на машинах, способных думать.
И если уж говорить о них, то очевидно, что беспилотники, обходящиеся практически или вообще без помощи человека, уже стали частью нашей повседневной жизни. То мы слышим о беспилотных такси, то об автопилоте для гражданского транспорта, то о военных разработках. А ведь первопроходцем в данной области еще в 1988 г. стал СССР.
Максим Соколов
«Одним из первых примеров эффективного беспилотника был, как ни странно, наш отечественный корабль «Буран». Никто не помнит, когда он совершил свой единственный и успешный полет? В 1988 году. Он готовился к полету, как всегда в то время, в совершенно секретном режиме. И в него были заложены возможности беспилотного управления. Когда «Буран» садился, он показал совершенно непредсказуемую реакцию на боковой ветер на аэродроме. Вообще было построено несколько аэродромов запасных, чтобы он мог успешно приземлиться и доказать всем, что мы лучшие в этой сфере. И «Буран» действительно доказал, потому что то решение, которое выдал беспилотник, ни один диспетчер, находящийся на земле, не смог бы отыскать.»
Максим Соколов напоминает, что подавляющее большинство трагедий в сфере транспорта связано с «человеческим фактором». Это очень широкое понятие, включающее в себя все типы наших ошибок. Это может быть как медленная реакция на происходящее, так и неправильные решения из-за отсутствия достаточного количества времени или информации. Кроме того, человек быстро устает, не может постоянно фокусироваться на одной вещи, отвлекается и просто бывает в плохом настроении. Что бы там ни говорили, утверждает министр, а машины лишены этих недочетов, и бояться, что они будут ошибаться чаще нас, не стоит.
Максим Соколов
«Когда беспилотные транспортные средства прочно войдут в нашу жизнь, основной объем перевозок, гражданских и не только, будет осуществляться беспилотными транспортными средствами, безопасность и надежность транспортных систем будет намного выше. Машины производят вычисления гораздо быстрее чем человек, и принимают верные решения».
Автономные транспортные системы интересуют в равной степени государство и бизнес. Мы видим, как ведущие компании осваивают применение технологий интернета вещей в автомобильном сегменте. И здесь стоит говорить о том, что называют сегодня «умной машиной». Это и дистанционный запуск, и доступ без ключа и оповещение о тревогах, и геопозиционирование. Вслед за пассажирскими перевозками, где, в рамках сервисов такси технологии уже активно внедряются, может последовать и грузовой транспорт.
Россия в данной сфере — один из лидеров. Создание «умного» автомобиля у нас поддерживается на государственном уровне. И некоторые идеи работают уже в масштабах всей страны.
Максим Соколов
«Одним из примеров лидерства нашей страны является создание государственной системы быстрого реагирования при авариях — «ЭРА-ГЛОНАСС». Может быть, вы уже слышали, но сегодня все автомобили, которые продаются в России, не только те, что производятся, но и те, которые импортируются, оборудованы кнопкой — так называемой тревожной сигнализацией. Эта сигнализация базируется на наших спутниковых технологиях, она работает во всех регионах Российской Федерации, и где бы вы ни были, если случайно попадете в аварию, мгновенно «ЭРА-ГЛОНАСС» будет приведена в активное состояние, и оператор спросит вас, что случилось с вашим автомобилем. В дальнейшем помимо возможности отслеживания треков и формирования на основе этой информации новых подходов к логистике, организации бизнеса, это еще и вопрос безопасности. По мнению специалистов, наличие тревожной кнопки и использование «золотого часа», когда сразу отправляется автомобиль экстренной помощи, позволяет спасать до 4 тыс. жизней в год».
Продолжая тему беспилотного транспорта, министр предположил, что первопроходцами в данной сфере станут даже не автомобили, а поезда. По крайней мере именно железнодорожники будут активно развивать интеллектуальные системы, контролирующие как движение отдельного поезда (не обязательно экспресса, но и, например, метро), так и сеть железнодорожных путей в целом. Так как поездом не нужно «рулить», реализация автоматизированного управления упрощается. Роль машиниста будет ограничиваться надзорными функциями, и он станет своеобразным страховщиком от ошибки техники.
И вновь стоит отметить, что именно big data и системы связи позволяют сделать такой транспорт надежным и безопасным. Одним из ключевых шагов стало развертывание сетей LTE, передающих огромные объемы данных. Это необходимо в том числе для оперативного обмена информацией между поездом и центрами обработки информации.
Развитие традиционных видов транспорта подталкивает индустрию к созданию абсолютно новых. До сих пор они казались такой же фантастикой, как самолеты в XVIII веке. Однако идея движения капсулы в разреженной атмосфере, получившая название Hyperloop, теперь стремительно движется к реализации. Именно Россия может стать одной из первых стран, где будут построены «вакуумные» пути.
Максим Соколов
«Мы уже предлагаем такой короткий, продуманный маршрут, длиной порядка семидесяти километров. Не здесь, не в европейской части страны, а на Дальнем Востоке, в рамках коридора «Приморье-2». Для доставки контейнеров и грузовой базы, которая формируется в Китае, на северо-востоке Китая, непосредственно к нашему российскому порту «Зарубино», который расположен чуть южнее Владивостока, и это позволит обеспечить вывоз этой грузовой базы, ее быструю скоростную доставку, и, в общем-то, этот пример — достаточно хорошо считаемый, модель сейчас формируется, и если все пойдет по графику, то я рассчитываю, что в рамках следующего десятилетия этот проект может быть реализован».
У технологии большое будущее, считает министр. Сначала она поможет упростить транспортировку грузов, затем обеспечит уже все типы перевозок там, где традиционные поезда просто не способны проехать. Это и высокогорья, и Арктика, и дно океана. По сравнению с самолетами Hyperloop обеспечит гораздо более низкую стоимость транспортировки.
По словам Максима Соколова, этот фактор сделает Hyperloop наиболее привлекательным в первую очередь именно для грузовых перевозок.
В России инновационные типы транспорта тоже разрабатываются. Правда приоритет отдается не технологиям в стиле Hyperloop, а поездам-маглевам, то есть работающим по принципу магнитной левитации. К слову, в Hyperloop они тоже задействованы. Подобные идеи могут и должны конкурировать друг с другом, двигая вперед прогресс, утверждает Соколов. Стоит вспомнить о противостоянии бензиновых и электрических двигателей, которое актуально и сегодня. В КНР, например, едва ли не половина общественного транспорта работает на электричестве, отметил министр.
Приоритетным направлением развития транспортной отрасли остается и модернизация инфраструктуры. Скорость внедрения беспилотников напрямую зависит от того, по каким дорогам им приходится ездить. Так, разрабатываемая ПАО «КамАЗ» технология, в рамках которой грузовик с водителем движется по шоссе, а за ним гуськом едут беспилотные машины, не будет функционировать эффективно без «вшитых» в дорожное полотно интеллектуальных систем, с помощью которых можно ориентироваться.
Сбор «big data» так же важен, как сбор денежных средств на модернизацию дорог. Пример — «Платон». Когда водители оплачивают поездку, создаются и треки, отслеживающие направление движения, на основе которых может быть оптимизирована логистика. Отвечая на вопросы гостей форума, Максим Соколов продолжил эту тему, объяснив, почему министерство транспорта пока выступает за сохранение транспортного налога.
Максим Соколов
«Сегодня дорожная инфраструктура работает на пределе своей пропускной способности. Нам необходимо приводить в нормативное состояние наши трассы, в первую очередь федеральные. По итогам этого года уже более 70%, даже 71% федеральных трасс соответствует всем международным стандартам и нормативам. Но нужно заботиться и о региональной дорожной сети. Именно поэтому пока мы выступаем за сохранение транспортного налога именно как источника ресурсов для субъектов российской федерации для приведения в нормативное состояние и региональных и местных дорог, потому что они (регионы) финансируют и муниципальные дорожные фонды, и развитие именно региональной дорожной сети. Надеюсь, что со временем мы придем все-таки к единому источнику, которым являются акцизы. Предполагаю, что это вопрос следующего десятилетия».
Источник: vestifinance.ru